В общем случае процессный подход (process approach to management) основан на том, что деятельность организации рассматривается, как совокупность взаимосвязанных процессов.
При функциональном подходе деятельность организации рассматривается, как набор функций, которые распределены среди субъектов/подразделений.
Признаки функционального подхода:
Деятельность организации рассматривается, как набор функций, которые распределены среди субъектов/подразделений.
Отвечает на вопрос «Что делать»
За субъектом закреплен ряд функций, область ответственности и показателей, за которые он отвечает.
Горизонтальные связи между субъектами (из разных подразделений) развиты слабо.
Вертикальные связи «начальник-подчинённый» развиты сильно.
Субъект несет ответственность за результат бизнес-процессов, частью которых он является, но не заинтересован в показателях других структурных единиц того же процесса.
Закрепление за сотрудником нечетких или же избыточных функций.
Функции фиксируются с привязкой к организационной структуре, как следствие часть функций может выпадать из фокуса внимания (лоскутная структура функций).
Сотрудники не видят общей работы команды и конечного результата, не осознают свое место в общих процессах.
Конечным потребителем результатов деятельности субъекта является вышестоящий начальник. Сотрудник старается удовлетворить потребности непосредственно начальника, а не клиента, что приводит к отсталости организации.
Осложнен горизонтальный обмен информацией между субъектами, вследствие чего:
- около 80% усилий, тратится на передачу результатов следующему исполнителю
- искажается смысл передаваемой информации
- увеличиваются накладные расходы
- увеличиваются сроки принятия управленческих решений
Повышенные расходы на поддержку бюрократического аппарата.
Возникают конфликты интересов между субъектами, подразделениями (у каждого свои цели).
Данный подход давно известен и достаточно точно его недостатки отметил Аркадий Райкин:
Процессный подход
При процессном подходе деятельность организации рассматривается, как совокупность кросс-функциональных взаимосвязанных процессов, имеющих цели.
Признаки процессного подхода:
Отвечает на вопрос «Как делать»
Определены владельцы процессов.
Первичны процессы, организационная структура – вторична.
Акцент делается на взаимодействие структурных единиц, вовлеченных в один процесс. Вся команда ориентирована на достижение общей цели – удовлетворенности потребителя (внутреннего/внешнего).
Сотрудник видит свой вклад в достижение общих целей.
Ориентация на общий конечный результат, заинтересованность всей команды в повышении эффективности деятельности.
Управление бизнес-процессами предприятия, как взаимосвязанным набором.
Каждый процесс имеет свою цель.
Взаимная ответственность за результат субъектов из различных подразделений.
Конечные цели выполнения бизнес-процессов – продукты/услуги, представляющие ценность для внешних или внутренних потребителей.
Достоинства процессного подхода
Прозрачность.
Ориентированность всей команды на результат.
Гибкость системы управления.
Системность и повышение эффективности.
Полный охват всех значимых процессов.
Определения процессного подхода.
ISO 9001:2015:
Процессный подход включает в себя систематическое определение и менеджмент процессов и их взаимодействия таким образом, чтобы достигать намеченных результатов в соответствии с политикой в области качества и стратегическим направлением организации.
Процессный подход- это:
подход к анализу и синтезу деятельности организации, основанный на выделении составляющих деятельность бизнес-процессов
управление процессами в цикле PDCA
Цикл PDCA (непрерывное совершенствование процессов)
Концепция непрерывного совершенствования процессов была впервые описана в 1939 году. Назвали данный подход по имени авторов: циклШухарта – Деминга.
Данный подход подразумевает регулярные цикличиские действия по отношению к процессам:
Планируй / Plan
Делай / Do
Проверяй / Check
Воздействуй / Act
Взаимосвязь между процессным и функциональным подходом
В рамках функционального подхода также могут анализироваться процессы. Однако, ключевые отличия процессного подхода состоят в том, что:
Определяется владелец процесса
Есть ориентация на конечный результат и общие цели
Идет фокус на кросс-функциональные процессы
Эдвард Деминг:
Функционирование любого составляющего систему подпроцесса должно оцениваться в терминах его вклада в цели всей системы, а не по его индивидуальной производительности или прибыли и ни по какому другому соревновательному критерию.
Примеры хорошо оптимизированных систем
Видеоматериалы по процессному подходу
Тема процессного подхода емкая, поэтому специально для вас мы подготовили и собрали наиболее интересные доклады по теме.
Информация представлена в виде регулярно обновляемого тематического плей-листа. Для просмотра полного списка видеоматериалов нужно сделать щелчок в окне видео в левом верхнем углу на значок и сделать выбор либо, если вам удобнее - просмотреть на нашем .
Практический опыт показывает, что для описания детального процесса, состоящего из 8-12 функций, квалифицированному аналитику требуется 1,5-2 рабочих дня. Это минимальное время. На практике реальное время работы следует увеличить на коэффициент 3. Дело в том, что при работе в подразделениях постоянно происходит сдвиг сроков.