Хоторнский эффект - резкое изменение производительности труда работников под влиянием усиления контроля и внимания со стороны руководства и сторонних наблюдателей, а также за счет особого выделяющего статуса рабочей группы.
Эффект впервые был зафиксирован во время экспериментов, проведенных на базе заводов Hawthorn Works компании Western Electric (производственное подразделение ATT Company) с ноября 1925 года по февраль 1926 года (Hawthorn – город в штате Иллинойс). Организация труда на этих заводах основывалась на принципах массового производства с применением принципов научного менеджмента. При этом организаторы производства придерживались просвещенного подхода к решению проблемы управления персоналом, который именовался "капиталистической системой благосостояния". Эксперименты проводились по заказу и на деньги корпорации General Electric и имели целью доказать, что производительность труда существенным образом зависит от уровня освещенности в рабочих помещениях (и простимулировать промышленных потребителей закупать большее количество лампочек). Однако результаты этих экспериментов показали, что усиление контроля и сопутствующие психологические факторы влияли на производительность куда сильнее, чем изменение освещенности.
Окончательно этот вывод удалось подтвердить серией опытов, проведенных с сентября по апрель 1927 года. Контрольная группа работала в условиях стабильного уровня освещенности, зафиксированного на стандартном для этих работ уровне. Другая же группа работала в условиях постепенно снижающейся освещенности (до уровня, почти в 10 раз меньше стандартного). Результат этих опытов полностью подтвердил предыдущие выводы: производительность повысилась и в том, и в другом случае. Причем в экспериментальной группе, работавшей в условиях пониженного освещения, производительность оказалась даже выше, чем в контрольной. Данный факт сильно огорчил представителей электротехнической отрасли и дальнейшие эксперименты (продолжавшиеся до 1932 года и получившие название Хоторнских) продолжались уже без их финансовой поддержки.
Открытие Хоторнского эффекта оказало мощнейшее влияние на дальнейшее развитие менеджмента. Именно он зачастую служил отправной точкой при разработке большинства теорий "человеческого фактора" и "социальных" теорий управления, в том числе и харизматической.