Ответственность за качество должна быть коллективной?
Сама постановка вопроса не может дать однозначный ответ. Это решается каждым конкретным предприятием: в каком-то отделе ответственность за качество может быть коллективной, в каком-то – персональной.
С другой стороны - что понимать под ответственностью? Материальную ответственность? Одним из передовых способов управления персонала – мотивация на конечный результат, когда зарплата каждого работника хоть в какой-то мере зависит от финансовых результатов всего предприятия. Для этого необходимы выстраивать систему мотивации. Определить ответственность «за что?»:
за выполнение работ;
за отсутствие брака;
за определённый уровень брака;
Когда мы выясним «за что?», можно определить круг лиц, которые имеют конкретное отношение к качеству. Если говорить в узком смысле, о качестве продукции, то какое отношение работники отдела маркетинга несут за качество выпускаемой продукции?
Если говорить о качестве в широком смысле, о качестве предоставляемых продуктов и услуг предприятием, то необходимо определить степень ответственности каждого сотрудника и прописать «кто за что отвечает». А этому способствует описание бизнес-процессов и создание системы мотивации при выполнении этих бизнес-процессов.
Именно этому мы обучаем на семинарах («Человеческие машины», отдельное спасибо Александру Левитасу). Этому мы обучаем и в ходе консалтинговых проектов.