Процесс аудита предприятия (на местах) происходит следующим образом:
Предварительно главным аудитором и представителем предприятия согласовывается программа проведения аудита, в которой определяется:
кто, когда, кого и по каким вопросам будет посещать на предприятии;
когда будет предварительное и заключительное совещание;
когда будут обеды
По приезду аудиторы проведут предварительное совещание с руководством предприятия и ключевыми людьми.
Согласно программе аудита будут проводить встречи с руководителями подразделений, мастерами, рабочими и т.д. Будут задавать разные вопросы, с одной целью: "Убедиться, что СМК работает". Смотрят рабочие документы, обычно за предыдущие периоды и бывает, текущие.
На промежуточных совещаниях аудиторы, если находят несоответствия, определяются с критичностью несоответствий (повторяемость, важность и т.д.).
На заключительном совещании объявляются результаты аудита, отмечаются положительные и отрицательные стороны. Результаты аудита могут быть:
Аудит пройден, замечаний нет или все замечания устранены в ходе аудита (очень редко).
Аудит пройден, но сертификат будет выдан после уведомления органа об устранении несоответствий (обычно даётся 2-4 недели).
Аудит не пройден (очень редко).
Все разъезжаются, и готовится отчёт о прохождении аудита (с возможными несоответствиями) и сертификат (или отказ в выдаче сертификата).
Данные о виде деятельности, количестве и месте расположения производственных или сервисных подразделений, типе необходимой сертификации (например IS0 9001, IS0 14001, QS 9000 и т.д.) и количестве сотрудников, должны быть переданы в сертифицирующую организацию. На основе этой информации Вам будет сделано коммерческое предложение.
Получение коммерческого предложения
Получив от Вас необходимую информацию, сертифицирующая организация подготовит конкурентоспособное предложение. После согласования финансовой части и получения Вашего согласия, проходит согласование даты проведения "Предварительной оценки" или "Предварительного аудита" (необязательно).
Вспомогательный предаудит (по желанию)
По Вашему желанию может быть проведен "Предаудит", который не является обязательным, но может помочь Вам в определении состояния Вашей системы качества и ее готовности к процедуре "Первичного аудита". Если Ваша фирма закажет "Предаудит", по Вашему желанию, процедура просмотра документов может быть проведена в то же время.
Продолжительность предаудита зависит от объема и сложности Ваших производственных процессов, но обычно 1-2 дня бывает достаточно. После проведения предаудита Вы будете иметь лучшее представление о степени готовности Вашей системы качества и сможете соответственно планировать дату проведения "Первичного аудита".
Анализ документов
До проведения первичного аудита Вас просят прислать различные документы (такие, например, как Ваше "Руководство по качеству"), для изучения Вашей системы качества, и для того, чтобы определить, полностью ли соответствует Ваша система качества (так как она описана в документации) требованиям стандарта. Если какие-то разделы вызывают сомнения, то к Вам обратятся за разъяснениями.
Первичный аудит
Первичный аудит на Вашем предприятии, иногда называемый еще "Сертификационный аудит", выполняется в заранее согласованные сроки аудиторами, чьи имена будут Вам заранее сообщены. Если у Вас возникнут сомнения в отношении кого-либо из группы аудиторов, Вы можете попросить о его замене до начала "Первичного аудита".
Во время проведения аудита Вашей системы качества аудиторы будут поддерживать тесный контакт с Вашим персоналом, и информировать его о проводимых мероприятиях, а также о любых обнаруженных несоответствиях или замечаниях с целью получения дополнительной информации или разъяснений.
После завершения аудита будет проведена заключительная встреча с Вашим(и) представителем(ями) для обсуждения результатов аудита. Аудиторы сообщат Вам обо всех обнаруженных несоответствиях или отклонениях от стандартов, которые требуют корректирующих воздействий.
Контроль результатов корректирующих мероприятий (если необходимо)
Любые обнаруженные отклонения в Вашей системе качества, например, участки, несоответствующие требованиям действующих стандартов ISO, должны быть ликвидированы до получения "Сертификата".
В большинстве случаев мы просим Вас прислать нам подтверждение о принятии корректирующих мер, чтобы убедиться в том, что согласованные корректирующие воздействия были осуществлены.
В случае серьезных нарушений может потребоваться повторный визит на Ваше предприятие, чтобы подтвердить выполнение требуемых корректирующих мероприятий.
Выдача сертификата
Как только все несоответствия будут устранены, сертифицирующая организация может приступить к процедуре оформления необходимой документации для выдачи Вам аккредитованного Сертификата. Оформление и выдача Сертификата.
Инспекционный аудит
Все фирмы, сертифицированные по IS0 9001, ISO 14000 и другим подобным международным стандартам, должны проходить регулярный ревизионный аудит для того, чтобы убедиться, что их система качества продолжает соответствовать требованиям стандарта.
После завершения "Инспекционного аудита" с Вами проведут заключительную встречу, на которой обсудят результаты аудита и сообщат Вам подробную информацию о любых несоответствиях, которые были обнаружены.
Согласно правилам УкрСЕПРО в сертификате указываются ВСЕ производственные части предприятия, если они включены в область действия СМК. Также указывается юридический адрес (если не совпадает с месторасположением).
Увеличение штатного состава не является основанием для аннулирования выданного сертификата. Более того, это будет показатель, что система "живёт". Если количество не превысит определённого числа (определяется совместно с органом по сертификации), например 50 человек, то стоимость надзорного аудита тоже не увеличится.
Вне зависимости от количества работающих (хоть один человек) необходимость сертификации определяется не из количества человек, а из необходимости для организации.
Нет. Получение сертификата на СИСТЕМУ управления качеством позволяет получить сертификат соответствия на продукцию сроком действия до 5 лет (обычно на 1-2 года). На лицо экономия. Пример экономии здесь.
Когда проводить сертификацию СМК, если в штате 6 сотрудников, а во время заказов нанимаем работников на временную работу? Как это описать? Нужно ли проводить сертификацию только во время, когда есть заказ на заявленную по сертификации область деятельности?
Начинайте процесс сертификации. Орган по сертификации Вам обязательно поможет. Если на данный момент нет работы, варианты могут быть следующие:
1. Проведение аудита с более тщательным рассмотрением процедур найма сотрудников и подготовки и контроля производства.
2. Корректировка программы аудита: Проведение обычного аудита + договорённость о дополнительном мини-аудите во время выполнения заказа.
3. Самый маловероятный вариант, когда орган будет ждать, пока появится заказ и сертифицирует во время работы (очень вряд ли).
Если Вы работаете в Украине, тогда можете обратиться к нам, и мы Вам поможем с органом по сертификации, дадим координаты практически всех органов, которые Вас заинтересуют.
Может ли менеджер по качеству (ПРК) выполнять обязанности внутреннего аудитора?
Так как компания имеет малые объемы внутренних проверок (аудитов) и руководство считает не целесообразным привлекать сотрудников из штата персонала?
Может, почему бы и нет?
Только один вопрос, а кто будет проверять деятельность менеджера по качеству? Сам себя?
Отсюда 2 пути:
Если система формальная - тогда проведите виртуальный аудит себя от лица кого-то другого.
Если система не формальная - тогда обучите ХОТЯ БЫ одного человека кроме себя. Заинтересуйте его и попросите "свежим" взглядом проверить Вашу деятельность.
Плюсов несколько: "Свежий" взгляд - то чего часто не хватает менеджеру по качеству, и в конце концов будет с кем обсудить именно "системные вопросы" СМК.
Из минусов: отчёт о проверке себя всё равно придётся скорее всего писать самому.
Предприятие. Ресертификация может происходить как до окончания действия сертификата, так и после - только это будет уже называться сертификацией.
Разница только в стоимости. Орган по сертификации может делать скидку, т.к. у него уже нет трудозатрат на знакомство с предприятием.
Но всё равно предприятие и ТОЛЬКО предприятие определяет дату ресертификации. С органом по сертификации предприятие советуется чтобы было удобно обоим сторонам (по срокам и т.д.).
Часть работы по сертификации (анализ документов) – дистанционная, часть работы по сертификации – на предприятии (аудитор смотрит на выполнение документации).
Полного и конкретного списка документов не существует – это прямое противоречие идеологии ISO 9001, которая говорит, что предприятие САМО должно определить, как оно будет выполнять требования стандарта. Тем не менее, можно определить примерный перечень документов, которые могут быть у предприятия, чтобы сертификация прошла успешно. В этом перечне есть 3 раздела:
Без каких документов предприятие не пройдёте сертификацию.
Без каких документов будет сложно пройти сертификацию.
Имеет ли право штатный сотрудник юридического лица, имеющий сертификат аудитора провести на безвозмездной основе внутренний аудит у другого юридического лица при этом необходимо ли заключать договор на проведение такого аудита? Кто будет являться сторонами по договору? Какого вида должен быть договор?
Давайте перефразируем вопрос:
Имеет ли право штатный сотрудник юридического лица, имеющий сертификат маркетологапровести на безвозмездной основе маркетинговое исследование у другого юридического лица при этом необходимо ли заключать договор на проведение такого исследования? Кто будет являться сторонами по договору? Какого вида должен быть договор?
Всё становится гораздо понятнее, не правда ли? Договора имеют стандартную форму на оказание услуг. Договора могут быть как предприятия с предприятием, так и предприятия с физическим лицом.
И ещё раз хочу напомнить: «Для проведения внутреннего аудита НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО иметь СЕРТИФИКАТ внутреннего аудитора!». Чтобы Вам не говорили представители органов по сертификации и консультанты. Спросите у них на основании чего они «требуют» наличие сертификата?
В стандарте ISO 9001 в п. 8.2.2 написано чётко: «…Выбор аудиторов и проведение аудитов должны обеспечивать объективность и беспристрастность процесса аудита.»
Даже если сослаться на п. 6.2.1:
6.2.1 Общие положения
Персонал, выполняющий работу, влияющую на соответствие продукции требованиям, должен быть компетентным на основе полученного образования, подготовки, навыков и опыта.
То тут тоже нет требования к наличию СЕРТИФИКАТА! Есть требования к компетентности, подготовке и опыту, и действительно ПРОЩЕ ВСЕГО подтвердить эти сведения сертификатом – но это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО! ПРОЩЕ, НО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО! Можно подтверждать протоколами обучения, участием во внутренних аудитах и т.д.
Специалисты из General Electric полагают, что приблизительно 10% недовольных потребителей фактически никогда не жалуются и что из этой группы только 10% будут снова покупать у продавца, чья продукция в прошлый раз им не понравилась.