17.07.2008

Основные подходы в организации методологической работы в банках

Статья подготовлена по материалам выступления начальника Управления методологии АКБ "" Севрук Леси Леонидовны на семинаре "".

1 Понятия и возможности методологии
2 Подходы к организации методологии в банке
3 Основные принципы организации, задания и функции отдела методологии
4 Взаимоотношения отдела методологии с подразделениями банка
   4.1 Суть взаимоотношений
   4.2 Принципы проектного менеджмента
5 Организация работы над документами
6 Организация работы с портфелем проектов

1. Понятия и возможности методологии

Методология – это:

1) Система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а так же учение про эту систему.

2) Учение о структуре, логичной организации, методах и средствах деятельности.

3) Учение о научном методе познания и изменения мира или о методах, которые используются в отдельных науках.

Методолог – лицо, которое занимается изучением и разработкой принципов формирования методов, и которое разрабатывает методы и технологии их использования.

Методология – учение про организацию деятельности.

Методология в банках – деятельность одной или нескольких групп работников банка, направленная на создание методов, принципов и способов логической организации деятельности банка, учитывая законодательные требования относительно организации и осуществления деятельности банка, возможностей практической и продуктивной деятельности банка.

Продуктивная деятельность – это деятельность, направленная на получение объективного или субъективного нового результата. Любая научно-исследовательская деятельность, как правило, направлена на получение объективно нового результата. Инновационная деятельность специалиста-практика может быть направлена как на объективно-новый, так и на субъективно новый (для этого специалист или для этой организации) результат.

Возможности методологии:

2. Подходы к организации методологии в банке

Различают 2 подхода организации методологии в банке: централизованный и децентрализованный.

Централизованный подход Децентрализованный подход
Предусматривает создание одного структурного подразделения в Головном офисе, который разрабатывает политику организации и выполнения методологической работы в банке, обеспечивает и контролирует выполнение требований этой политики. Предусматривает создание нескольких структурных подразделений в банке (как правило, в каждом бизнесе или в отдельных направлениях), которые обеспечивают выполнение методологии работы в банке в части их компетенций.
Преимущества:
  • установление общих для всех пользователей правил и методов;
  • уменьшение человеческого фактора во время разработки методологом правил и процедур, которые будут утверждаться, в части единого стиля предоставления информации;
  • возможность централизованно контролировать методологическую деятельность банка и вести единую политику такой деятельности;
  • методологи, как правило, имеют широкопрофильные общие знания про деятельность банка и владеют информацией о порядке и особенностях выполнения определенных процедур в банке с начала и до конца, учитывая взаимодействия разных структурных подразделений / бизнесов;
  • наличие общей внутренней нормативной базы;
  • наличие непредвзятой и незаинтересованной стороны в решении конфликтов между службами / бизнесами.
  • быстрое реагирование на необходимость внедрения новых или смены существующих процедур;
  • возможность очень детального описания процедур деятельности соответственного структурного подразделения / бизнеса;
  • быстрое завершение проектных работ (тестирование установленных правил и процедур, их согласование и утверждение);
  • методологи, как правило, знают узкую специфику деятельности соответственного структурного подразделения / бизнеса.
Недостатки:
  • процесс внедрения новых правил /процедур или смены существующих требует больше времени;
  • как правило, больше внимания уделяется описанию общих правил и процедур, чем описанию мелких действий и процессов;
  • отсутствие широкопрофильных специалистов на рынке труда;
  • необходимость "выращивания в банке" исполнителей, что занимает значительную часть времени;
  • наличие очень большого объема информации, которую необходимо уметь структурировать и использовать.
  • правила и методы разных структурных подразделений методологии могут отличаться;
  • большая угроза человеческого фактора в части наличия разных стилей предоставления информации;
  • описание процедур и правил не в целом, а частично или "вырвано";
  • наличие неописанных и несогласованных процедур в части взаимоотношений между разными структурными подразделениями банка;
  • большая угроза возникновения конфликтов в процессе определения общих правил/процедур и их согласования;
  • отсутствие общей нормативной базы;
  • отсутствие ответственных (или лишь формальная ответственность) по общим правилам / процедурами.

3. Основные принципы организации, задания и функции отдела методологии в зависимости от подхода

Основные принципы создания отдела методологии:

Цель создания структурного подразделения методологии зависит от того, какое место руководство банка выделяет для стандартизации и формализации деятельности банка.

Например, целью создания может быть:

Главная задача структурного подразделения методологии зависит от того, какое место руководство банка выделяет для стандартизации и формализации деятельности этого банка и от цели создания этого структурного подразделения.

Организационная структура – формируется в зависимости от объема работ и возложенных на подразделение функций с учетом подходов к организации методологии (централизованного, децентрализованного).

Кадровый потенциал – формируется в зависимости от выбранного банком подхода по организации методологии (централизованного, де централизованного).

Задачи и функции:

1. Введение политики нормотворческой деятельности в банке (как правило осуществляется только при централизованном подходе):

2. Ведение внутренней нормативной базы банка (в том числе и базы бизнес-процессов):

3. Анализ соблюдения установленных правил и контроль за их выполнением:

4. Взаимоотношения отдела методологии с подразделениями банка

4.1 Суть взаимоотношений

Взаимоотношения структурного подразделения методологии с другими подразделениями банка по вопросам:

Организация контактов и совместной работы:

4.2 Принципы проектного менеджмента в работе структурного подразделения методологии

Понятие Проектного офиса для банка можно определить таким образом:

Проектный офис – рабочая группа, которая создается из сотрудников банка для разработки и внедрения ВНД с обязательным фиксированием основных параметров.

Основные параметры, которые можно зафиксировать в уставе проекта:

Основные ошибки, возникающие в процессе работы с другими структурными подразделениями:

5. Организация работы над документами

Основные этапы работы:

Контрольные точки во время работы над проектом ВНД:

Некоторые параметры, которые можно зафиксировать в уставе проекта:

6. Организация работы с портфелем проектов

Портфель проектов ВНД – совокупность проектов ВНД, с которыми работает структурное подразделение методологии. Проект ВНД считается в составе проектов ВНД с момента его поступления и до момента его утверждения или принятия соответствующего решения о прекращении работы над этим проектом.

Структурное подразделение методологии выполняет управление портфелем проектов ВНД, что включает в себя:

Различают необходимый и возможный портфель проектов:

План работы структурного подразделения методологии должен в первую очередь включать в себя проекты ВНД, которые относятся к необходимому портфелю проектов.

При централизованном подходе формирование портфеля осуществляется по всем проектам, которые возникают в системе банка, что позволяет выполнять целостный контроль за разработкой нормативных документов в банке и регулировать количество действующих ВНД и их структуру/иерархию.

При децентрализованном подходе существует несколько портфелей, которые, как правило, существуют автономно. Это позволяет более гибко управлять ими, но есть риск возникновения большой численности неструктурированных ВНД и наличия нескольких разных по форме и сути баз ВНД.

Введение четкой формы регистрации проектов ВНД и отображения в этой форме необходимых для структурного подразделения методологии контрольных точек при работе над проектом ВНД, а также ведение такого реестра в режиме on-line позволяет выполнять качественный оперативный контроль. 

Материал подготовил:  

Статья подготовлена по материалам выступления начальника Управления методологии АКБ "" Севрук Леси Леонидовны на семинаре "".


Возврат к списку

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)