1 Фундаментальные требования (принципы TQM) |
2 Роль высшего руководства в построении системы управления качеством |
2.1 Что же делать |
2.2 Что дает система качества руководителям |
Добрый день, уважаемые читатели журнала "Черноморский регион"! В прошлой статье мы ответили для себя на следующие вопросы:
Напомню также основной принцип формализации системы управления, который мы используем и советуем использовать организациями при построении системы управления качеством. Основной смысл этого принципа можно выразить в 3-х шагах:
Именно в этих трёх шагах заключено 50% работы по построению системы качества на предприятии.
Основой построения системы качества, да и вообще современного управления предприятием в нашем контексте выражается в принципах сформулированных американским учёным Эдвардом Демингом известные сейчас как "8 принципов доктора Деминга".
Ввиду практической направленности нашей статьи - я не буду подробно описывать эти принципы, тем более, что в современной литературе они высветлены достаточно полно.
Мы с Вами сегодня сконцентрируемся на том какова роль высшего руководства в построении системы управления качеством, какие выгоды она принесёт высшему руководству. Итак…
Все, о чем мы говорим, в наших статьях начинается и может закончиться в этом пункте. Без веры, понимания и действий высшего руководства, прогресс (если он будет вообще) будет лишь на отдельных участках и в лучшем случае временным. Первое лицо организации должно возглавлять и энергично вести за собой всю организацию в направлении улучшения качества каждого вида деятельности в компании; обеспечивать необходимую поддержку, обучение, выделение средств.
Вы - пример для подчиненных, и они очень хорошо чувствуют Ваше отношение к построению системы качества. Именно на Ваше личное отношение они в первую очередь обращают внимание, а не на те слова, которые вы говорите. Вы, как первый руководитель, должны следовать в собственной практике тем же принципам, которые сами хотите внедрить на предприятии. В частности, Вы должны согласиться с тем, что Вы тоже должны многому научиться и быть готовыми к обучению. Например, какой смысл в обучении всех, начиная с менеджеров среднего звена и ниже, статистическим методам или внутренним аудитам, если высшее руководство их не знает и, скорее всего, не поймет отчетов, результатов анализа и рекомендаций, проистекающих из их применения Действительно, более важно использование этих методов Вами применительно к Вашим собственным данным.
Тем не менее, мало того, что Вы искренне продекламируете свою вечную приверженность качеству и производительности. На 60% предприятий, которые мы консультировали, изначальная установка директора была следующей: "Вы делайте, если где-то нужно будет моё участие - я подключусь на пару часов". Это всё равно, что прийти в тренажёрный зал и сказать тренеру: "Вы мне тут мышцы подкачайте, а я, если надо будет, подключусь на 10-15 минут". Одной словесной поддержки здесь недостаточно, нужны конкретные дела.
Как говорил Жванецкий: "надо очень хотеть, кто не очень хочет, тот не очень получает". То есть, если решение о внедрении системы качества принимается между делом, как дань моде, формально то результативность такой системы качества будет нулевая.
Конечно, высшие руководители - очень занятые люди, поэтому, как одним из вариантов конкретных действий, может быть создание структуры в высшем руководстве, которая будет каждодневно давать импульс для продвижения поставленных целей и осуществления необходимых преобразований. Зачастую (особенно когда численность сотрудников в среднем более 60-100) руководители осуществляют следующие действия:
Но, даже создав эту структуру, необходимо будет помнить: "Преобразование должно возглавляться высшим руководством и эти обязанности не могут быть кому-то перепоручены!".
Действующая система качества позволяет навести в организации ПОРЯДОК, необходимый для руководителя, а именно такой порядок, при котором ответственность персонала точно распределена и документирована по всей структуре организации, а исполнение делегированных полномочий проверяется автоматически, часто и скрупулезно, а также:
И последний аргумент, исходя из сегодняшних реалий, наверное, самый эффективный.
Согласно правилам сертификации, при сертификации системы управления качеством на соответствие ДСТУ ISO 9001-2001, предприятие, которое сертифицирует продукцию в системе УкрСЕПРО ИМЕЕТ ПРАВО получить сертификат на продукцию сроком действия СОВПАДАЮЩИМ со сроком действия сертификата на систему качества.
Что это означает для предприятий Выполняя один из принципов Деминга: "Принимать решения только на основе фактов", приведу конкретный пример.
Исходные данные: Винодельческое предприятие выпускает около 35 видов продукции. Продукция подлежит обязательной сертификации 1 раз в год. На сертификацию одного вида продукции тратит в среднем 1500 грн.
Без построения и сертификации системы качества |
Система качества построена и сертифицирована |
На сертификацию продукции в год тратится: 1500*35=52 500 грн. |
Консалтинг ~35 тыс. грн. |
Итого: 250 тыс. грн и отсутствие сертифицированной современной системы управления предприятием. |
Итого: 92 тыс. грн + сертификат на систему управления качеством |
СКАЖИТЕ, ЭКОНОМИЯ В 160 ТЫС. ГРН* ДОСТАТОЧНЫЙ АРГУМЕНТ ДЛЯ НАЧАЛА РАБОТ ПО ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА
Если мы Вас убедили начать процесс построения системы качества на Вашем предприятии - то в следующих статьях ждите практических рекомендаций:
, директор ООО "Институт качества".
Все статьи написаны на основе собственного построения систем и опыта работы в консалтинговой компании "Институт качества", которая оказывает услуги предприятиям по разработке и внедрению Систем менеджмента, соответствующих требованиям Международных стандартов ISO 9001, HACCP. К настоящему времени системы наших клиентов сертифицированы на соответствие одному или нескольким из вышеперечисленных стандартов в "SGS", "TUV", "BVQI" и других органах по сертификации.
* Конечно эффект для более малых предприятий может быть меньше, но как показывает практика затраты на консалтинг и сертификацию окупаются в 95% компаний. Не говоря о моральном удовлетворении директоров от повышения управляемости компанией.
160 тыс.грн ~ 31 683 USD на момент написания статьи
(Голосов: 6, Рейтинг: 3.83)
|