Истории создания компаний

Adidas и Puma

Adidas и Puma - созданы родными братьями. В 1927 году братья Дасслер взяли в аренду небольшую обувную фабрику со всем её оборудованием. В цеху работало всего-навсего 25 человек, которые выпускали тогда около ста пар обуви в день. Так начиналась история двух непримиримых конкурентов в своей отрасли – Adidas и Puma. В 1948 году братья поссорились. Рудольф основал фирму Puma, Ади ответил Adidas. Это название – соединение его имени и начала фамилии: АДИ ДАСслер.

Cisco Systems

Компанию cisco Systems (первоначально название писалось с маленькой буквы) в 1984 году основала супружеская пара Леонард Босак и Сандра Лернер. Открытием Леонарда Босака в 1984 году было программное обеспечение, на лету перелопачивающее данные из одного протокола в другой и обеспечивающее маршрутизацию. Плюс высокоскоростной узкоспециальный микрокомпьютер под него, оказавшийся в десятки раз дешевле машин, традиционно занимавшихся маршрутизацией. Со Стэнфордским университетом, в котором на тот момент работали супруги, возникли проблемы, и они закладывают свой дом, чтобы основать новую компанию - San Francisco Systems, от которой тут же оставили для краткости cisco (так и писалось поначалу с маленькой буквы). Первое время они даже платили сотрудникам зарплату с собственных кредитных карточек. Когда деньги кончились, Сандра Лернер идет работать системным администратором в компанию Schlumberger, продолжая отдавать cisco все свободное время. Супруги проектируют оборудование в спальне, собирают его в гостиной и тестируют в столовой. В начале 1986 года продается первый маршрутизатор.

Скорей всего, из этой затеи ничего бы не вышло, если бы не первые заказчики - друзья из лучших научных центров страны. Вместе с основателями фирмы они собирались в той самой гостиной, чтобы собирать маршрутизаторы и отлаживать программный код. Зато и получали идеальное решение своей конкретной проблемы. Давать покупателю то, что он хочет, а не то, что он должен иметь, по мнению продавца, - вот что долгие годы отличало компанию от большинства конкурентов.

В штате новорожденной компании было 9 человек: инженеры, программисты, и ни одного продавца. Все заказы, в основном для университетов, размещаются через Интернет. Первую печатную рекламу Cisco публикует только в 1992 году. Компания растет вместе с Интернет, а Интернет развивается благодаря технологиям Cisco.

В 1990 Босак и Лернер ушли из компании с 170 миллионами долларов после того, как венчурные инвесторы ввели в состав правления профессиональных менеджеров. Позже Босак и Лернер развелись.

Honda

Многие люди мечтают об успехе. Я считаю, что успех может быть достигнут только через повторяющиеся неудачи и самоанализ. Фактически успех - это только 1% вашей работы, а остальные 99% - это неудачи.

Соичиро Хонда,
из речи во время получения почетной докторской степени в Мичигане, 1974 г.

В детстве Соичиро Хонда мечтал в один прекрасный день стать владельцем автомобиля. Вряд ли он тогда предполагал, что не просто будет иметь автомобиль, а станет одним из титанов производящей их индустрии. В истории производства мотоциклов и автомобилей исключительно Соичиро Хонда принадлежит создание мотоцикла, который получил такое широкое признание в обществе, что послужил образованию нового обширного сегмента рынка. Продукция Хонды была предназначена как для женщин, так и для мужчин, и рассчитана на средний класс, который никогда ранее не принимали в расчет производители.

Родившийся в бедной семье Хонда, не закончив школу, уже в 16 лет поступил учеником в авторемонтную мастерскую в Токио. Ранняя привязанность к автотранспорту была обусловлена профессией его отца - кузнеца, занимавшегося починкой велосипедов и привившего сыну навыки решения технических проблем.

В 1928 году, накопив достаточно денег, он вернулся в родной город в провинции Хамаматсу и открыл там первую ремонтную мастерскую. В этом же году он получил первый из сотен своих последующих патентов - за идею заменить в колесе деревянные спицы на металлические. Изобретения Хонды в будущем принесли ему славу человека, способного находить простые решения для сложных проблем. В 1938 году он изобрел поршневое кольцо; производством колец и занималась основанная им в 1937 году компания Tokai Seiki Heavy Industry. Однажды приделав мотор к своему велосипеду и, создав, таким образом, мопед, а потом, собрав еще с десяток таких мопедов для своих друзей, Хонда решает всерьез заняться производством подобных машин. В 1946 году он основал компанию под названием "Институт технических исследований Хонда" (Honda Technical Research Institute).

В 1948, компания была перерегистрирована и названа в соответствии с духом времени - Honda Motor Company - и приступила к разработке и производству мотоциклов. В течение пяти лет он успешно уничтожил 250 конкурентов (50 из них были японскими). Его машина 'Dream' ('Мечта'), представленная в 1950, была осуществлением его детской фантазии построить лучшую машину. Хонда уделял большое внимание проблеме соответствия стандартам чистоты выхлопных газов и, несомненно, обошел таких титанов, как "Дженерал Моторс", "Форд", "Крайслер", "Тойота", "Нисан", "Мерседес-Бенц", "БМВ", "Порше", представив первый двигатель с низким уровнем загрязнения – "ССВС". Это устройство, элегантно решившее проблемы загрязнения, Хонда установил на модель "Сивик", запущенную в производство в 1975 году и моментально ставшую хитом.

Hotmail

Основателю Джеку Смиту (Jack Smith) пришла идея доступа к электронной почте через web из любой точки мира. Когда Сабир Бхатиа (Sabeer Bhatia) появился с бизнес-планом данного сервиса, он перебрал все слова, оканчивающиеся на «mail» и в конце концов остановился на hotmail, так как в названии присутствовали буквы HTML (язык разметки веб-страниц).

Сабир Батия и Джем Смит задумали основать фирму под названием JavaSoft. Написав бизнес-план, они посетили более двух десятков офисов венчурных капиталистов и им везде… отказывали. Двадцать первой была компания Draper Fisher Jurvetson (DFJ). Выслушав Батио и Смита, Стив Джарветсон не был особо впечатлен их идеей, его заинтересовало всего лишь один пункт бизнес-плана – бесплатная Web-почта.

После переименования JavaSoft в Hotmail венчурные капиталисты отвалили … 300 тыс. долл (сумма смехотворная по нынешним временам) на создание компании, причем 50 тыс. должны были пойти на раскрутку. Тим Драпер поставил несколько условий, среди них – обязательное написание в конце каждого письма строчки «P.S. I Love you. Get your free Web-based e-mail at Hotmail».

Батия и Смит выступили против этой идеи и считали такое послание просто спамом, противоречащимдуху Internet. Венчурные капиталисты были непреклонны, в ходе жарких дискуссий основателям компании удалось отбиться только от «P.S. I Love you» , и сервис открылся 4 июля 1996 г. в День независимости США. Это было рождение феномена, позже названного в DFJ «вирусный маркетинг». Через полгода фирма уже имела один миллион зарегистрированных пользователей – это самый быстрый рост среди компаний, занимающихся подписным сервисом. Еще через год у Hotmail было 12 млн. пользователей, а 29 декабря 1997 г. DFJ, Сабир Батия и Джек Смит продали компанию, которая существовала менее 18 месяцев, за 400 млн. долл. Покупателем стала Microsoft.

ICQ

Отслужив в 1996 г. срочную службу в израильской армии, Яир Голдфингер, Арик Варди и Сефи Визигер – им тогда исполнилось чуть больше двадцати – захотели«перевернуть мир». Запершись в комнате, они решили не выходить из нее, пока им не придет в голову Internet-идея, которая будет востребована всеми. Наконец идея появилась – комбинация электронной почты и чата – «I seek you», сокращенно ICQ. Произошло это … через три недели.

За средствами было решено обратиться к отцу Арика, известному израильскому бизнесмену Йосси Варди. Тот не поскупился и дал целых 100 тыс. долл. За три месяца друзья написали первую версию программы и начали искать спонсоров вне семьи. Однако заслышав, что бизнес- модель ICQ не предусматривает зарабатывания денег, инвесторы округляли глаза и переходили на другую сторону улицы. Папа стал беспокоиться за свои вложения и, бросив работу, летал по всему миру с одной компьютерной выставки на другую.

Тем временем молодые основатели выложили программу для свободной загрузки на icq.com. Продукт понравился пользователям Сети и начал расходиться… со скоростью один миллион копий в месяц. К началу 1998 г. компания получила первое предложение: прилетев в Тель-Авив, венчурные капиталисты готовы были предоставить около 50 млн. долл. Однако парни решили подождать еще чуть-чуть и были вознаграждены. В июне AOL купила ICQ за 287 млн. долл. наличными.

При этом Тед Леонсис, президент АOL Studios, который всего за год до этого советовал старшему Варди «позаботиться о своем психологическом здоровье», на пресс-конференции объявил, что «мы только что подписали контракт с Rolling Stones Internet’а». 

Nikon

Известная во всем мире фирма Nikon (Nippon Kogaku K.K., или Japan Optical Co., или Japanese Optical Society) была образована 25 июля 1917 года, на 6-м году правления императора Taisho, в результате слияния 3-х фирм: Tokyo Keiki Seisaku-sho's optical division, Iwaki Glass Seisaku-sho и Fujii Lens Seizo-sho (одна из них существовала с 1883 года и уже имела немалый производственный опыт). Это произошло в результате решения руководимой Mitsugishi большой промышленной группы основать собственное оптическое производство. Зарегистрированный капитал новой фирмы составлял 2,0 миллиона иен, первым президентом новой фирмы был Yoshihira Wada.

Основной целью вновь образованной фирмы было осуществление поставок высококлассного военного оптического оборудования для удовлетворения нужд Императорских ВМС Японии. Собственно, это и являлось до 1945 года (капитуляция Императорской Японии во 2-й Мировой Войне) основной задачей фирмы и, вероятно, в очень большой степени сформировало ее внутрифирменные философию и традиции. В январе 1921 года на фирму Nippon Kogaku K.K прибыли из Германии 8 инженеров и ученых (приглашенных ранее, в июле 1919 года) для работы по контрактам, рассчитанным на 5 лет. Один из них, Heinrich Acht, продлил в дальнейшем свой контракт до 1928 года. Он сделал первые образцы (прототипы) фотообъективов, изготовленных на Nippon Kogaku. Им были разработаны объективы для самых различных применений, в том числе и F=50 см f/4,5 FLIEGER для аэрфотосъемки.

В 1945 году, после капитуляции императорской Японии, Nippon Kogaku был налажен выпуск мирной оптической продукции: микроскопов, телескопов, теодолитов, а заодно начались разработки фотокамер под пленку 35-мм. Из 19 заводов, на которых было задействовано 23 тыс. человек, остался один со штатом 1500 служащих.

Вместе с первыми фотокамерами компании впервые появилось и название Nikon. По всей видимости, его просто придумали путем подбора букв, как в свое время это было с Kodak. Также рассматривались варианты названий Nicca, Nikka, Nikoret, Niko, Nikkorette, Pannet, Bentax и даже Pentax! Последнее 11 годами позже было дано зеркальным камерам компании Asahi Optical. А в Nippon Kogaku остановились на варианте Nikon, созвучном первоначальному названию фирмы.

Позже за брендом Nikon закрепилось сочетание черного и желтого цветов, а современный логотип корпорации увидел свет в 2003 году. В нем сохранена фирменная цветовая гамма, а белые косые лучи по замыслу разработчиков призваны символизировать будущее и подчеркнуть постоянное стремление Nikon к внедрению самых передовых технологий. Желтый цвет, по уверению маркетологов Nikon, выражает размах и энтузиазм, а черный — доверие и качество.

В 2006 году корпорация Nikon одной из последних среди крупнейших фотопроизводителей отказалась от дальнейшей разработки и производства пленочных фотоаппаратов. Сейчас в арсенале компании обилие цифровых моделей: самые простые «мыльницы», компактные камеры посерьезнее «для тех, кто понимает» и, конечно же, несколько зеркальных моделей. Долгое время Nikon был противником установки на свои профессиональные камеры полноформатных матриц (сравнимых по размеру с пленочным кадром 24 x 36 мм), считая это шагом к необоснованному повышению цен на свою продукцию. Но в 2007 году компания все-таки представила профессиональную топ-модель D3 c большой матрицей, ставшую на момент выпуска самой быстродействующей цифровой зеркальной камерой в мире.

Playboy Enterprise

Компания Playboy Enterprise появилась во время кризиса 1953 - 1954 годов.

В конце 1953 свет увидел первый номер скандально известного журнала Playboy. На журнале не было ни даты, ни номера издания – сам издатель не знал, выйдет ли когда-нибудь еще следующий выпуск.

История всемирно известно мужского журнала началась до банального смешно: бывший работодатель Хью Хефнера, издатель журнала Esquire, отказался повысить зарплату своего сотрудника на 5 долл. Хью обиделся, уволился, и с помощью друзей буквально "на коленке" сочинил конкурента для Esquire, более развязного и провокационного. В настоящее время империя Playboy, которой заправляет дочь Хью Кристина, включает в себя не только журнал, но и телеканал, издательство книг и календарей.

Polaroid

Когда в 1944 г. Семья Эдвина Лэнда отдыхала в Санта Фе, Нью-Мексика, его младшая дочь как-то спросила, почему ей надо ждать, чтобы увидеть, как фотографии, которые ее отец только что сделал, будут готовы. Когда в этот день позже Лэнд, основатель и исполнительный директор Polaroid Corporation, прогуливался в одиночку по городу, он задумался над проблемой, которую столь бесхитростно сформулировала его дочь и в конце концов придумал способ, позволяющий создать фотоаппарат с мгновенно проявляемой пленкой. Три года спустя, 21 февраля 1947 г., Лэнд, выступая перед членами Оптического общества Америки, сам себя сфотографировал. Менее чем через минуту он вытащил пленку из аппарата и представил восторженной аудитории мгновенную фотографию. Сообщение об изобретении Лэнда появилось на первой странице New York Times, ему выделили целую страницу в журнале Life, огромное внимание к этому событию проявила и международная пресса.

Почти через два года, 26 ноября 1948 г., Polaroid Corporation, располагавшаяся в Кембридже, продала свой первый мгновенный фотоаппарат в Jordan Marsh, старейшем универмаге Бостона, и эта продажа резко изменила историю фотографии. Фотоаппарат продавался по $89,75. За дополнительные $1,75 покупатели могли приобрести пленку с восемью кадрами с коричневыми оттенками. К концу дня магазин продал все имевшиеся у него на то время 156 фотоаппаратов, хотя покупатели продолжали их требовать. В течение следующего года мгновенные фотоаппараты Polaroid продавались настолько быстро, насколько предприятие могло их выпускать, а выручка от их продажи превысила $5 млн. К 1950 г. фотоаппараты Polaroid, пленку и аксессуары продавали более 4 000 дилеров, хотя только за год до этого Kodak монополизировала американский рынок фотографий.

В начале 2008 года Polaroid объвил о закрытии своего производства фотокамер одноступенного процесса не выдержав конкуренции с цифровой фотографией.

Porsche

В 1898 году молодой инженер Фердинанд Порше перешел на работу в королевские экипажные мануфактуры Jacob Lohner Co., где он разработал ступенчатый двигатель, который привлек огромное внимание на мировой выставке в Париже. Транспортное средство, на которое был установлен двигатель, получил название Lohner-Porsche Electric Car. Привод автомобиля был разработан Фердинандом Порше, молодым инженером и тест-драйвером. Это авто сделало имя Porsche популярным на весь мир, а в 1931 году в Германии была основана компания "ПОРШЕ".

В 1936 году для компании "Авто-Унион" был разработан гоночный автомобиль Type 22. После успешного гоночного "Ауто-Юниона" на свет появились первые варианты будущего "народного автомобиля" на все времена – знаменитого “Жука” «Фольксваген», имевшего и другое название – Type 60. В 1937 году “Третьему рейху” понадобился гоночный автомобиль для участия и, конечно же, победы в марафоне Берлин – Рим, запланированном на сентябрь 1939-го. Тогда проект Порше и получил поддержку Национального спортивного комитета. Именно к этому событию на все той же базе “Жука”, а точнее “KdF” (наименование до 1945 года), были построены три прототипа “Порше” “Тип-60К-10” , но выйти в свет этой модели помешала война.

Военные годы были отданы выполнению государственных заказов – изготовлению штабных автомобилей, амфибий, танков и самоходных орудий. В послевоенной Германии в 1948 компания запускает первый автомобиль под именем «Порше» – небольшой спортивный «Порше 356», не успев проделать свои первые шаги, машина смогла одержать победу в гонке уже через неделю после “рождения”. На протяжении около 15 лет “Порше-356” был одним из самых престижных спортивных автомобилей в мире. В 1975 г. вышла модель “Порше-924”, которая считалась самой экономичной в мире среди спортивных машин. 15 июля 1996 года стало знаменательным днем в истории фирмы: был произведен миллионный “Порше”. Им стал “911 Каррера” в полицейском исполнении.

Subaru

"Subaru" – это автомобильная торговая марка крупного промышленного концерна Fuji Heavy Industries Ltd. Кроме автомобилестроения компания FHI занимается авиационной техникой, железнодорожным транспортом, судостроением и т.д.

История концерна, благодаря которому на свет появилась марка Subaru, началась в 1917 году, когда молодой инженер, энтузиаст авиации Чикухи Накаджима открыл в городе Накагаме Авиационную исследовательскую лабораторию. В 1931 году лаборатория превратилась в авиастроительную компанию под названием Nakajima Aircraft Co., Ltd, и во Второй мировой войне самолеты Накаджимы были весьма и весьма востребованы – вплоть до 1945 года. В поверженной Японии американские оккупационные власти применили к Nakajima Aircraft антимонопольные и запретительные законы, компания была переименована в Fuji Sangye Ltd., а так как Японии нельзя было на тот момент иметь армию, компания занялась моторными лодками, вагонами, автобусами и бензиновыми двигателями – пришлось прикладывать наработки и таланты в эти сферы. Автомобильного же производства как такового еще не было; его провозвестником можно считать выпущенный в 1946 году мотороллер Rabbit ("кролик"), при создании которого использовались оставшиеся еще с войны авиационные запчасти. В 1954 году был создан прототип легкового автомобиля – P-1, однако при всех своих отличных ходовых качествах и комфорте автомобиль не пошел в производство из-за финансовых трудностей, связанных с его выпуском и продажами. Именно в это время и возникло имя "Subaru". Президент FHI Кенджи Кита объявил конкурс на лучшее название для Р-1. Он считал, что японский автомобиль должен носить японское имя. Но ни одно из предложенных названий так и не выиграло конкурс, и в конце концов Кита придумал название сам – им оказалось слово "Subaru". На японском языке оно означает "объединять, собирать вместе", а также является названием созвездия Плеяды (часть созвездия Тельца). Без телескопа в Плеядах можно рассмотреть шесть звезд (на самом деле их больше 200), и как раз путем слияния шести компаний и образовался концерн Fuji Heavy Industries.

Swatch

Благодаря надежной репутации своей качественной продукции, Швейцария в течение столетий оставалась ведущей страной на рынке часов. Но в 1970 годы швейцарские часовых дел мастера, похоже, совершили фатальную ошибку, заявив, что изготавливать цифровые часы ниже их достоинства.

Возможно, они были правы. Цифровые часы появились как дорогая новинка, но вскоре стало ясно, что их можно штамповать при очень низкой себестоимости, гораздо меньшей, чем традиционные стрелочные часы. Швейцарские часовщики быстро сдали свои позиции на мировом рынке, уступив место растущим, как грибы, компаниям Японии и Гонконга, производившим "цифровую дрянь". Швейцарцы полагали, что большинство покупателей по-прежнему будут предпочитать высокий стиль и надежность старых швейцарских хронометров.

Но получилось не совсем так. "Сейко", "Касио" (Seiko, Casio) и другие азиатские компании расширили свои производственные мощности по производству дешевых часов и агрессивно переместились на товары более дорогого уровня, в то время как Швейцария продолжала изготавливать до 97% дорогих часов (от 400 долларов и дороже), к 1970 году они потеряли рынок дешевых часов (дешевле 75 долларов) и до 97% - рынка часов средней цены (75-400 долларов).

Швейцарская часовая промышленность, отступив на всех фронтах, оказалась в руинах. Многолетняя традиция, когда-то очень значительная, превратилась в обузу. Не зная, что предпринять, часовщики ударились в слепое отрицание новшеств и упрямо продолжали делать то, что делали раньше, ожидая, что потребитель опомнится и снова начнет покупать настоящие, швейцарские часы.

Эти ожидания не оправдались. Сотни швейцарских компаний обанкротились, оказались проданными другим хозяевам, попали в руки банков, которым были не нужны. В результате этого хаоса Эрнсту Томке пришлось вернуться к часовому бизнесу. Возвращался он неохотно, нога за ногу.

Двадцать лет назад, будучи подростком, Томке работал подмастерьем у часовщика-механика на предприятии ETA, поставщике деталей для крупнейшей в стране часовой компании SMH. Но Томке не долго оставался в этом качестве. Он пошел учиться и получил ученую степень по химии и медицине в Бернском университете. Потом он, по заказу швейцарского правительства, занимался исследованием опухолевых заболеваний. В конечном счете он оказался в швейцарском отделении "Бишэм Индастриз" (Beecham Industries), где быстро продвинулся от научного сотрудника до управляющего.

Но вот как-то раз, в 1978 году, раздался телефонный звонок: звонил его старый босс с предприятия ETA. Бывший начальник стал теперь президентом компании. Он сказал, что "...собрался уходить в отставку, но вспомнил о том, каким способным был в свое время Томке. Только он, Томке, мог бы вытащить компанию из глубокой ямы, - сказал бывший босс. - Учитывая все это, не желал бы уважаемый Томке вернуться и возглавить компанию"

Томке решил, что предложение звучит достаточно абсурдно. У него прекрасное место работы, достаточно высокая должность, дающая возможность удовлетворить его страсть к самолетам, скоростным мотоциклам и спортивным автомобилям. И при всем этом ему предлагают перейти на изнурительную работу от зари до зари в умирающую отрасль, о которой он имеет лишь туманное представление. Томке крепко подумал и сказал: "Да".

Он пришел на фирму, чтобы, опираясь на свой опыт в маркетинге и исследовательской работе, вдохнуть в компанию новую жизнь. Познакомившись с делами, Томке был ошеломлен тем, как безнадежно отстала вверенная ему фирма от японского прогресса. Положение на рынке сбыта стало еще более угрожающим: японцы захватили рыночную нишу дорогих часов посредством широко разрекламированных сверхплоских часов, в сравнении с которыми швейцарские выглядели громоздкими и неуклюжими.

Томке созвал инженеров-конструкторов и поставил перед ними дерзкую задачу: разработать дорогостоящие часы толщиной не больше 2 мм. На это задание он отпустил им 6 месяцев.

- Для постороннего человека такое соревнование с японцами могло показаться глупым и бессмысленным, - говорил потом Томке, - но тогда мне было важно, чтобы конструкторы пересмотрели свой подход к проектированию, нашли новые технические решения, разработали новые модули и батареи. А еще я хотел послать ободряющий сигнал всей швейцарской часовой промышленности, выступить в защиту нашего национального достоинства.

Задание Томке инженеры быстро окрестили "белой горячкой". Шесть месяцев лихорадочной работы не пропали даром, конструкторы превзошли себя и с гордостью вручили Томке часы толщиной в 1 мм. Конструкция новых часов была, по меньшей мере, революционной: вместо того, чтобы изготавливать отдельно движущиеся части, а затем помещать их в корпус, инженеры встроили механизм непосредственно в корпус. Это не только уменьшило толщину, но и устранило ряд технологически сложных этапов сборки. Компания назвала часы "белой горячкой" (delirium tremens) и в конце года запустила их в продажу. Успех превзошел все ожидания. Продали 5 тысяч часов по цене около 4700 долларов за штуку!

Не останавливаясь на достигнутом, Томке решил побить изготовителей цифровых часов на их же территории. Он поставил перед конструкторами новую задачу: создать аналогичные часы при себестоимости меньше 10 швейцарских франков (6,65 доллара).

Конструкторы подошли к нему через 2 недели и вежливо посоветовали обратиться к психиатру. Действительно, себестоимость самого дешевого часового механизма составляла 25 франков, а Томке хотел, чтобы целые часы с корпусом и ремешком стоили 10! Просто бред!

- Они сказали, что это - бред, - вспоминал Томке. - На этом все и закончилось бы. Ведь этой отраслью управляют инженеры...

Но два конструктора, Жак Мюллер и Элмар Мокк, вызвались попытаться сделать невозможное.

Опираясь на опыт, полученный при разработке "белой горячки", конструкторы придумали способ снизить количество движущихся деталей с 90 до 51. Они создали пластмассовый корпус, который служил монтажной платой часов, что снизило себестоимость на 40% по сравнению с обычными часами.

После этого инженеры проанализировали расходы на трудоемкость. Традиционно механизм часов устанавливался на плате, затем перемещался в корпус, для чего часы требовалось несколько раз перевернуть, удерживая на месте незакрепленные части. Эта операция была дорогостоящей и требовала много времени. Мокк и Мюллер придумали способ, который позволил устанавливать детали прямо в корпус и притом только сверху, после чего корпус наглухо заваривался лазерным лучом (часы оказывались неремонтоспособными, но и водонепроницаемыми до глубины 100 футов). Конструкторы рекомендовали применить автоматизированную линию сборки. При всем этом сохранялась традиционная швейцарская точность: детали имели допуск в 1:500 мм, а пластмассовый корпус был весьма ударопрочным.

Но самое главное - Мокк и Мюллер соблюли жесткое условие Томке: себестоимость новой модели не превышала 10 франков! Первого июля 1980 года два инженера торжественно вошли в кабинет Томке и вручили ему свою новую модель. Томке немедленно приступил к изучению состояния рынка, запустил новые часы в серийное производство, организовал рекламу и стал продумывать название. Специалисты по рекламе составили список из двадцати наименований. Но потом рекламный агент Маккан Эриксон взял да и сократил слово "Swisswatch" (швейцарские часы) до "Swatch". Так на свет родились новые часы "Свотч".

Пластмассовый корпус позволил бесконечно варьировать форму корпуса и цвет часов, что непременно должно было привлечь подростков и студентов. В этом и состоял ключ к успеху: относительная дешевизна позволяла людям иметь одновременно несколько разных часов и надевать то одни, то другие в зависимости от настроения, цвета одежды и рода занятий.

Первые "Свотчи" стоили в 1983 году сорок долларов. (Эта цена оставалась неизменной для базовой модели "Свотч" более десяти лет.) Компания устроила довольно оригинальную рекламу: построила огромную работающую модель "Свотч" высотой в 500 футов (152 м) и весом 13 тонн и повесила ее на наружную стену самого высокого небоскреба во Франкфурте.

Каждый год компания выпускает 140 различных модификаций "Свотч". Было продано больше 100 млн "Свотч" с различными изображениями - от героев мультфильмов до тарелки с яичницей. Множество коллекционеров продавали и покупали необычные и ранние модели по цене, во много раз превышающей первоначальную. Даже те, кто никогда не занимался коллекционированием, стали собирать "Свотчи". У среднего гражданина имеется сейчас не менее трех экземпляров этих часов.

Главный администратор SMN Николас Хэйек в интервью журналу "Гарвард Бизнес Ревю" (Harvard Business Review) поведал, что история с часами "Свотч" преподала фирме два урока:

- Во-первых, оказалось возможным создать высококачественную, ценную продукцию массового спроса в стране с высокой заработной платой при низкой себестоимости этой продукции. Обратите внимание, я сказал "создать", а не просто спроектировать и продать. Все наши "Свотчи" мы делаем в Швейцарии, где самый молодой секретарь зарабатывает больше старшего инженера в Таиланде или Малайзии. Мы все - глобальные компании, и ведем конкурентную борьбу на международном рынке. Но это не означает, что мы нарушаем верность по отношению к своей стране. Мы должны строить и создавать там, где живем. Когда страна теряет технологию и высококлассных специалистов, нужных для производства, она теряет способность создавать благосостояние, она теряет финансовую независимость. Нам надо изменить рефлекторную, инстинктивную реакцию на компании, выпускающие продукцию массового спроса, - ведь у нас принято считать, что таким фирмам место только в Азии или Мексике. Глава фирмы должен сказать своим служащим: "Мы изготовим это изделие в нашей стране, причем с низкой себестоимостью и более высокого качества, чем кто-либо и где-либо в мире, а уж люди сообразят, как это выполнить".

Второй урок связан с первым. Вы можете изготовить товар массового спроса в таких странах, как Швейцария или Соединенные Штаты, только в том случае, если используете фантазию и воображение вашего детства. Можете смеяться - еще бы, глава огромной швейцарской компании говорит о детских фантазиях! Но именно в этом состоит секрет того, что мы сделали. Это необычно для Швейцарии или любой другой европейской страны. Слишком много прекрасных идей мы уже загубили, отмахиваясь от них, не дав себе труда их обдумать, подняв изобретателя на смех. Десять лет назад люди, работавшие над первой моделью "Свотч", задавали безумный вопрос: "Разве можно создать в Швейцарии броские дешевые и притом высококачественные часы" Банкиры были настроены скептически. Некоторые поставщики отказались продавать нам комплектующие. Они говорили, что мы погубим всю отрасль этим дурацким проектом. Но мы сделали свое дело!

Yahoo!

В 1978 г. семья Джерри Янга, которому на тот момент исполнилось 10 лет, эмигрировала в Америку с Тайваня. Тогда Джерри знал лишь одно английское слово – «shoe». Он встретил своего будущего бизнес-партнера Дэвида Фило, когда учился в Стендфордском университете, в 1989 г. Стопроцентный американец выросший в Луизиане, тот был на два года старше Янга. Они подружились во время поездки в Японию по программе обмена студентами. Вернувшись, Янг и Фило услышали о Mosaic ­ новом броузере, который позволяет просматривать страницы в неизвестной тогда Wold Wide Web.

Первой программой, написанной сотоварищами, был пакет сбора статистики игр NBA, после чего Дэвид увлекся Web-дизайном. Его первой работой был сайт, посвященный борьбе сумо. Разраставшаяся «паутина» заставляла задуматься о возможностях сортировки информации, и в 1993 г. друзья приступают к созданию ПО, способного катализировать Internet. В результате появился Jerry Guide to WWW, позже переименованный в yet Another Hierarchical Officious Oracle, или просто YAHOO.

По началу сайт был размещен на внутреннем сервере университета, который вскоре стал «затыкаться», после чего академики мягко попросили друзей найти себе другое место для экспериментов с Internet. В это время комнатку Дэвида в университетском городке посетили руководители MCI/Worldcom, AOL и Natscape. Вскоре с предложениями о сотрудничестве стал и обращаться и венчурные капиталисты. Остановив свой выбор на Sequoia Capital, Дэвид и Джери в марте 1995 г. создали компанию Yahoo!, взяв себе по 44%. Ее исполнительным директором был назначен 43-летний Тим Кугл, житель Сиэтла, оставивший ради этого руководящий пост в фирме Intermec и получивший 12 %.

Через год, в 1996 г., после выхода Yahoo! на биржу (IPO), ее основатель Джери и Дэвид имели по 10%, а ее CEO Кугл – менее 3%, которые на тот момент составляли… 13 млн. долл.

Евросеть

Компания "Евросеть" (Россия) была основана в апреле 1997 года, тогда открылся первый салон сотовой связи в Москве. Собственники компании являются российские предприниматели Тимур Артемьев и Евгений Чичваркин. С самого начала Компания делала ставку на розничные продажи, с каждым годом расширяя ассортимент товара. В конце 1999 года "Евросеть" проводит ряд масштабных рекламных кампаний. В 2000 году открыто оптовое направление. В мае 2000 года количество торговых точек составляло 11.

Бурный рост компании начался после смены стратегии развития. Маркетинговая политика компании "Евросеть" стала направлена на снижение цен на мобильные телефоны. Политика низких цен в компании существует и сейчас и обуславливается тем, что Евросеть работает напрямую с основными производителями телефонов и аксессуаров, получая в процессе переговоров самые выгодные условия поставок.

С 2001 по 2004 годы "Евросеть" заключает договора с вендорами и становится официальным партнером таких компаний, как LG, Motorola, Samsung, Siemens, SonyEricsson, Sagem, Philips, Pantech. 2003 год ознаменовался началом активного регионального развития. Экономические показатели Компании в регионах показали максимальную эффективность этого бизнеса в городах России. На 7 декабря 2004 года сеть состояла уже из 1000 салонов. В 2005-м компания открыла 1934 новых магазинов.

"Евросеть", в том числе - в Украине, часто прибегает к неординарным, эпатажным пиар- и рекламным акциям (например, с участием ее полуобнаженных девушек-менеджеров или проведением конкурсов на раздевание среди посетителей салонов). В текущий момент группа компаний "Евросеть" представлена 8 региональными филиалами с развитой инфраструктурой местного управления. Все филиалы построены менее чем за 10 месяцев.

Сегодня ни одна компания не имеет таких темпов регионального развития, как группа компаний "Евросеть". В начале деятельности компании название "Евросеть" обозначалось бордовым цветом на белом фоне. Свой нынешний вид с корпоративным желтым цветом логотип обрел в 1998 году. Бренд "Евросеть" олицетворяет национальную сеть салонов сотовой связи, охватывающую всю Россию и ряд зарубежных стран. Визитной карточкой салона является его местонахождение, ярко оформленная вывеска и витрина. Тщательно подобранный персонал олицетворяет целую философию качественного обслуживания клиентов компании. И даже форма одежды персонала – ярко желтая.



© myManager.com.ua, 2017