Бизнес-план представляет собой всестороннее описание бизнеса и среды, в которой он действует, а также системы управления, в которой он нуждается для достижения поставленных целей. Как правило, бизнес-планы пишутся при начале бизнеса, при получении кредита в банке. Но его так же можно и нужно писать для развития и продолжения уже существующего бизнеса. Какого-либо стандарта на написание бизнес-плана нет, но основными разделами являются следующие: краткое описание, бизнес и его стратегия, рынок и маркетинговая стратегия, производство и эксплуатация, управление и процесс принятия решений, финансы, факторы риска. Программное обеспечение в данном случае играет роль четкой структурированности плана и подсказки при составлении плана.
Когда заходит речь об экономии и рационализации, то на предприятии обычно сразу обнаруживается почему-то не замечаемый ранее избыток управленцев. Вдруг оказывается, что в компании "Хитачи" 40% расходов на персонал приходится на управленческий аппарат, а ежедневный расход бумаги в компании "Сумитому сёдзи" составляет 2 млн. листов. Результатом такого рода откровений обычно являются сокращения значительной части управленческого персонала. Фирма "Мицукоси", например, уменьшила число начальников отделов и секторов почти в 4 раза.
"Вопросы качества нас волнуют, но не тревожат. Главное обеспечить всех штанами, потом будем бороться за то, чтобы их носили." Михаил Жванецкий ещё юмор