Описание бизнес-процессов необходимо для фиксации последовательности действий для осуществления конечного результата. Это помогает всем ясно представлять что и как необходимо делать, это позволяет всем разговаривать на одном языке и поддерживать идентичность выполнения операций вне зависимости от того, как этот бизнес-процесс будет понимать новый сотрудник.
Именно зафиксированные процессы на листе бумаге или другом носителе являются фундаментом для задач: управление организацией, мотивация сотрудников, автоматизация деятельности организации, расчет экономических показателей процесса и организации.
Нет. Не существует идеальных бизнес-процессов. Каждый бизнес-процесс описывается для каждой конкретной организации. Следует говорить не о правильности процесса, а об оптимальности бизнес-процесса, когда организация достигает необходимого результата, затрачивая при этом минимум своих ресурсов (денежных средств, времени своих сотрудников и др.).
Задача оптимизации бизнес-процессов и есть часть работы управленцев. При чем эта работа должно выполняться систематически (постоянно, регулярно). Внешняя организация может лишь помочь в ознакомлении с методами оптимизации и подходами. Описанные бизнес-процессы - это как чертеж того здания, которое называется "организация". Без формального описания деятельности тяжело (невозможно) решать задачи управления на должном уровне.
Для оптимизации бизнес-процессов необходимо использовать здравый смысл и имеющиеся подходы и решения, например, ФСА, 7 инструментов качества.
Это необходимо, но не достаточно. Описание процессов (описание того, что и как делается в организации) и другой регламентной документации - необходимый шаг к тому, чтобы строить систему управления организации, а не управлять ее в ручном режиме одним человеком. Все описанные регламенты бизнес-процессов в организации должны выполняться. И ответственный за это первое лицо организации. Если он не будет соблюдать написанные правила (законы) жизни организации и не будет требовать этого от других – то документы будут сами по себе, а организация сама по себе.
Критерий правильности документа, регламентирующего любую деятельность: документ можно использовать для обучения вновь принятых сотрудников без дополнительных пояснений. Если новый сотрудник, имеющий начальную профессиональную подготовку, после прочтения документа способен выполнять данную деятельность, значит, и документ, и соответствуют предъявленным требованиям. Если же нет, то он одного из них нужно отказаться: или от сотрудника, или от документа.
Источник: Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. Репин В.В., Елиферов В.Г. - 4-е изд. - М.: РИА "Стандарты и качество", 2006 - 408 с., стр. 315.
У нас в организации возникла такая ситуация: необходимо убрать процесс СМК (Управление персоналом). Мы с руководством решили, что целесообразно упростить систему, так как количество сотрудников уменьшилось. Как это грамотно обосновать и оформить Что конкретно написать в протоколе Координационного совета, чтобы не было лишних вопросов со стороны проверяющих
Не совсем понятно, что значит Убрать процесс управления персоналом У Вас вообще не осталось персонала Ни одного человека Даже если директор остаётся ОДИН - процесс управления персоналом на предприятии будет, т.к. согласно требованиям стандарта, предприятие должно определить и обеспечить наличие ресурсов (персонала в том числе) необходимых для ... постоянного повышения результативности СМК... Увольнение, приём на работу, обучение, мотивация, правила трудового распорядка это всё части процесса управление персоналом.
Другое дело, что хочется сократить количество документации по этому процессу и в то же время, чтобы это выглядело логично и со стороны аудиторов вызвало минимум вопросов. Если это так, то:
1. В протоколе анализа СМК со стороны высшего руководства (об этом ) в выходные данные пишем: Произвести оптимизацию формализации J процесса ХХХ Управление персоналом. Внести описание процесса в Руководство по качеству.
2. Пересматриваете методику (СТП, регламент или что там у Вас), самое важное и необходимое переносите в соответствующий раздел руководства по качеству. Обязательно должно остаться:
a. Ответственный за этот процесс (штатное расписание, должностные инструкции, приказы на отпуска, больничные, командировки, приём/увольнение, премирование).
b. Обеспечение подготовки персонала или другие меры по поддержанию компетентности персонала (аттестации, обучения внутренние и внешние, наставничество и т.д.).
c. Регистрация данных предыдущего пункта.
И самый главный принцип можно не очень подробно описывать, как выполнять те или иные работы, но обязательно указывать кто ответственный за выполнение этих работ.
В целом, 2-3 страницы в руководстве по качеству с головой хватит для описания процессов управления персоналом.
Компания, у которой объемы продаж ежегодно растут более чем на 35%, обычно имеет проблемы с финансированием своего роста только за счет внутренних ресурсов.
Подходит к рабочему заведующий складом и говорит:
- Ты уже три месяца у нас работаешь и не можешь отличить первый сорт угля от второго!
- Но зато я теперь знаю, что тонна весит 700 килограмм! ещё юмор