6 sigma (шесть сигма) - наиболее известная методика, которая направлена на совершенствование бизнес-процессов организации. Считается на сегодняшний день наивысшим достижением в сфере контроля качества. Обычно под "сигма" понимают стандартное отклонение случайной величины от ее математического ожидания. 6 sigma означает 3,4 дефектных деталей на миллион деталей, что является практически бездефектным производством. Если удается так модернизировать процесс, то экономия финансовых ресурсов достигает огромных размеров.
Уровень sigma
Число дефектов на миллион возможных (DPMO)
Издержки, связанные с качеством
2
380 537
(компании, не участвующие в конкуренции)
Не рассчитывается
3
66 807
25-40% от выручки от продаж
4
6 210
(среднеотраслевой показатель)
15-20% от выручки от продаж
5
233
5-15% от выручки от продаж
6
3,4
(мировой класс)
<1% от выручки от продаж
Каждое смещение sigma обеспечивает увеличение чистого дохода на 10%.
Компания "Дженерал Электрик" сформулировала основную идею этого подхода так: "Наши потребители чувствительны к разбросу, а не к среднему значению." В русскоязычной интерпритации это звучит: "бессмысленно измерять среднюю температуру по больнице, но исключительно важно понять, как именно эта температура "распределана" по пациентам."
Издательская компания HarperCollins использует OLAP-систему на базе ПК для контроля за ходом книжной торговли в реальном масштабе времени. Это позволяет ей печатать ровно столько экземпляров, сколько требуется дистрибьюторам. Таким образом удается избежать образования в канале сбыта больших товарных остатков, которые пришлось бы потом принимать обратно. После всего лишь года эксплуатации новой системы возврат непроданных экземпляров наиболее популярных изданий HarperCollins сократился с более чем 30% приблизительно до 10%, а за каждым из этих процентов стоят миллионы долларов экономии.