Нет это не один и тот же документ, более того это два АБСОЛЮТНО разных по предназначению документа.
Руководство по качеству - это документ, который описывает ВСЮ систему менеджмента организации. От клиента на входе до клиента на выходе и оценки удовлетворённости. Естественно, там множество ссылок на конкретные правила, порядки, процедуры предприятия. Но общую картину системы оно должно давать. Кроме того, советуем Руководство по качеству оформлять красочно и использовать как один из документальных аргументов при убеждении заказчиков.
Политика в области качества - это заявления руководства о собственной приверженности идеям качества, о курсе, выбранном предприятием в направления улучшения системы управления предприятием/качеством. Обязательно, как того требует стандарт, политика в области качества должна включать обязательства руководства соответствовать требованиям и непрерывно совершенствовать эффективность системы менеджмента качества(п. 5.3б). Политика указывает курс развития, который потом конкретизируется в целях по качеству предприятия.
Политика в области качества может быть как самостоятельным документом, так и быть составной частью Руководства по качеству. Вывешивать РЕАЛЬНУЮ политику в рамочку - это один из неплохих шагов руководства стать ближе к сотрудникам.
Основной целью проведения этого анализа является оценка РАБОТОСПОСОБНОСТИ системы за установленный период (полгода/год). Требования к процессу анализа со стороны высшего руководства определены в п. 5.6. ISO 9001:2000.
В комментариях ниже будем писать:
формально - это то, чем можно ограничится для того чтобы "отстреляться" от аудиторов;
дополнительно - это то, что можно сделать для повышения эффективности системы.
Требованияп.5.6 ISO 9001:2000
Наши комментарии
5.6.2 Входные данные для анализа
Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать следующую информацию:
Это те данные, которые ответственный за систему менеджмента качества готовит ПЕРЕД заседанием с директором по вопросам ПОВЫШЕНИЯ эффективности системы.
a) результаты аудитов;
Формально: кол-во несоответствий, количество аудитов; Дополнительно:
фамилии людей, которые саботируют внедрение системы (для выяснения причин саботажа и индивидуальной разъяснительной работы с директором);
фамилии людей, которые активно поддерживают систему (для премирования и личного признания от директора предприятия).
b) обратная связь с потребителем;
Формально: количество письменных жалоб/благодарностей от клиентов. Дополнительно: информацию о Вашем продукте от: отдела продаж, маркетинговой службы (опросы, исследования и т.д.), сервисного отдела (отказы, возвраты, причины).
c) эффективность процессов и соответствие продукта;
Формально: соответствие результатов поставленным целям (процессов, организации). Дополнительно: результаты приёмо-сдаточных испытаний, оценка ключевых показателей эффективности процессов и т.д.
d) статус предупреждающих и корректирующих действий;
Формально: корректирующих и предупреждающих действий (всего, выполнено, не выполнено). Дополнительно: распределение корректирующих действий по процессам (абсолютное и относительное), источники предупреждающих действий, по возможности эффект от внедрения.
e) действия, последовавшие за предыдущими анализами со стороны руководства;
Формально: информация о выполнении задач, поставленных в прошлом протоколе анализа СМК со стороны высшего руководства. Дополнительно: по возможности эффект от внедрения принятых решений, анализ изменений системы (количественный и качественный).
f) изменения, которые могли бы повлиять на систему менеджмента качества,
Формально: приказы о возможных реорганизациях, переименованиях должностей. Дополнительно: анализ проведённых реорганизаций, их влияние на результативность системы (возможно отражение в пунктах 5.6.2 b,c ).
g) рекомендации по совершенствованию.
Формально и дополнительно: предложение по улучшению системы качества, как от сотрудников, так и от службы качества; рекомендации внутренних и внешних аудиторов. Пожелания клиентов к существующему положению вещей.
Проанализировав вышеперечисленные данные, естественно будут приняты некоторые решения, которые будут касаться:
5.6.3 Выходные данные анализа
Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать решения и действия, связанные с:
а) совершенствованием эффективности системы менеджмента качества и ее процессов;
концентрация усилий на повышении эффективности некоторых процессов,
применение статистических методов для предыдущего пункта,
и прочий обширный инструментарий для повышения эффективности системы.
b) совершенствованием продукта согласно требованиям потребителя;
ужесточение технических условий (ТУ) на продукт,
изменения в способе, времени, сервисе предоставляемого продукта/услуги.
c) потребностью в ресурсах.
распределение бюджетов подразделений,
вложение средств в оборудование, приобретение/разработку программного обеспечения,
набор персонала, изменение системы/размера оплаты труда,
и т.д.
В общем виде протокол анализа высшем руководством может выглядеть примерно так:
Одним из примеров "живого" анализа системы со стороны высшего руководства может быть следующий.
При реализации процесса "Управление системой менеджмента качества" высшим руководством фабрики был проведен анализ данных за 2006 г. с использованием входной информации, упомянутой ранее. Результаты анализа показали, что общая результативность СМК, определяемая главным образом способностью фабрики своевременно поставлять потребителям продукцию требуемого качества, могла бы быть повышена за счет улучшения поддерживающего процесса "Ремонт и обслуживание оборудования". Специфика бумагоделательного производства заключается, в том числе, в отсутствии резервного технологического оборудования, поэтому как плановые, так и аварийные остановы бумагоделательных машин всегда сопряжены с риском недовыработки продукции и нарушением сроков поставки. Проведенный анализ выявил достаточно частое превышение нормативных значений простоев, что в отдельных случаях приводило к проблемам с поставкой продукции точно в срок.
Высшим руководством в ходе ежегодного анализа СМК было принято решение о необходимости повышения результативности этого процесса. Службой главного механика были разработаны предложения по улучшению, в которых был сформулирован принципиально новый подход к обслуживанию оборудования, заключающийся в постепенном переходе от обычной практики планово-предупредительных ремонтов к проведению ремонтов на основе инструментальной диагностики.
Для реализации этих предложений высшим руководством были выделены средства на значительное усиление службы диагностики, осуществляющей контроль за состоянием оборудования. Переход на новую методику обслуживания еще не завершен, однако уже за одиннадцать месяцев 2007 г. при запланированных простоях в 110 ч они составили 87 ч.
В ответе использовались материалы статьи: "Постоянное улучшение и его место в СМК организации".
Какая ответственность и полномочия у представителя руководства по качеству
Детальное описание:
Как определить представителя руководства по качеству
Есть:
Директор по качеству, которому нет дела до системы качества.
Руководитель проекта по разработке и сертификации СМК.
Представитель руководства по качеству (ПРК) должен напрямую подчиняться генеральному и хоть немного понимать в этой теме. Человек не хочет брать на себя ответственность за СМК, в то же время хочет руководить человеком, на которого эта ответственность возлагается.
Как быть с определением представителя руководства по качеству Как распределить ответственность, чтобы у аудиторов не возникло замечаний
Ответ
Ваша ситуация довольно часто встречается, особенно на средних и больших предприятиях (от 200 чел.). Аудиторов не интересует, как распределены полномочия и ответственность при построении, в том числе представителя руководства по качеству. Важно как ЭТО будет работать.
Формально этот вопрос можно закрыть введя 2 функционала.
Представитель руководства по качеству (ПРК):
несёт ОБЩУЮ ответственность
утверждает документацию СМК
руководит процессом внедрения
определяет (читать утверждает) политику и т.д.
Ответственный за систему качества (ОСК):
все остальное
При правильном поведении менеджера по качеству (в нашем случае ОСК) и адекватном генеральном руководстве - обеспечен рост и выход на уровень со своим руководителем (ПРК) по функциональным полномочиям. Генеральный директор вначале при решении некоторых системных вопросов будет Вас двоих приглашать, а потом, видя, что от ПРК нет толку - только Вас.
Административная иерархия вряд ли изменится, но функционально можно вырасти. В итоге - Вы будете только ставить в известность ПРК о своих действиях, и проходить формальное утверждение.
На какой период времени разрабатывается Политика в области качества и на сколько конкретной по отношению к курсу предприятия она должна/может быть
Детальное описание:
Политика в области качества является составной политикой в общем курсе предприятия. Разрабатывается она на срок, с которым менеджмент готов планировать деятельность (год, три, пять, десять лет). Единственное требование, чтобы она периодически актуализировалась и была согласована с общей политикой предприятия.
Цитата из ISO 9004:2000.
Высшему руководству необходимо использовать политику в области качества как средство управления организацией с целью улучшения ее деятельности. Политика организации в области качества должна быть равноправной и согласованной частью общей политики и стратегии организации.
При разработке политики в области качества высшему руководству следует учитывать:
уровень и вид будущих улучшений, необходимых для успешной работы организации;
ожидаемую или желаемую степень удовлетворенности потребителей;
повышение квалификации работников организации;
потребности и ожидания других заинтересованных сторон;
ресурсы, необходимые для выхода за рамки требований ИСО 9001;
потенциальный вклад поставщиков и партнеров.
Политика в области качества может использоваться для улучшения, если она:
согласуется с прогнозом и стратегией высшего руководства по перспективам организации;
позволяет понять и преследовать цели в области качества во всей организации;
подтверждает приверженность высшего руководства качеству и обязательство обеспечивать адекватными ресурсами достижение целей;
помогает разъяснению этой приверженности качеству во всей организации при четком лидерстве высшего руководства;
включает постоянное улучшение, связанное с удовлетворением потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;
эффективно сформулирована и умело доведена до сведения всего персонала.
Как и другие виды политики, относящиеся к бизнесу, политику в области качества следует периодически анализировать.
Является ли целью в области качества: "Пересмотреть в 2009 г. 20 % технических условий (ТУ)" Каковы мероприятия, направленные на реализацию данных целей
Детальное описание:
Да, в принципе такая цель - это лучше чем ничего, но это не самая лучшая цель. Актуализация ТУ - это не область развития предприятия, а ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ деятельность! Пересмотр надо делать не 20%, а тех которые НЕОБХОДИМЫ! Даже если их 50%!
Мероприятия следующие:
Создать\актуализировать перечень ТУ.
Определить ТУ требующие наиболее обязательного пересмотра в 2009 году. (Возможно это как раз те 20%)
Определить перечень ТУ требующих пересмотра в следующем году.
Что следует понимать под целями в области качества, каковы их различия от целей бизнеса
Детальное описание:
У нас есть:
Миссия бизнеса.
Общая политики предприятия (возможно существует).
Общая политика (или миссия) раскладывается в политики в разных областях применения:
финансовая политика;
политика управления персоналом;
политика управления влиянием на окружающую среду;
политика в области качества;
брендовая политика
т.д..
Каждая политика в дальнейшем служит для постановки целей по её достижению.
Таким образом, цели в области качества являются частным случаем целей бизнеса.
Например, Цели в области качества представлены на стратегической карте (выделены зеленым).
У нас есть затруднения в постановке целей в области качества
Детальное описание:
На нашей фирме постоянно возникают затруднения в постановке целей в области качества.
Например, для Отдела технического контроля (ОТК) поставлена цель "Снижение до 1% по сравнению с предыдущим годом количества несоотвествующего сырья, допущенного в производство". Для отдела Материально-технического снабжения (МТС) "Превышение доли экспорта над импортом в раз по сравнению с предыдущим годом".
В среде специалистов по системам качества вопрос целей в области качества является одним из тех, ответы на которые ОЧЕНЬ зависят от личности и опыта консультанта.
В моём понимании цели в области качества - это любые цели предприятия, которые направлены на улучшение, повышение результативности и эффективности системы управления. В такой постановке мало какая цель не попадает под определение "цель в области качества". И тем не менее к ним не перестают применяться базовые требования к целям:
измеримость
установление для соответствующих подразделений на соответствующих уровнях организации.
Также одной из важных составляющих целей в области качества является включение тех целей, которые необходимы для выполнения требований к продукции.
Исходя из этих базовых принципов цели:
1. для ОТК Снижение до 1% по сравнению с предыдущим годом количества несоответствующего сырья, допущенного в производство" поставлена быть не может по следующим причинам:
a. Если Вы снижаете ДО 1% - то от чего Вы будете вы вычислять эти проценты (всё входящее сырьё Какие-то группы сырья Основные материалы или вспомогательные тоже). В общем ОЧЕНЬ не конкретная цель соответственно и не измеримая. (несмотря на наличие циферки и знака % )
b. Если бы цель звучала: «Снижение НА 1% по сравнению с предыдущим годом… - то это уже лучше, но всё равно остаются вопросы по измеримости.
2. Для отдела МТС "Превышение доли экспорта над импортом в ХХ раз по сравнению с предыдущим годом" – поставлена быть может, но с оговоркой, которая касается опять же измеримости: В чём будет измеряться превышение В деньгах или в штуках Что такое «импорт» в Вашей организации Внутренний оборот
Как мы видим, обе цели очень не конкретные, посему трудно измеримые, но направленность постановки целей правильная и необходимо лишь их детализация.
P.S. В данном ответе мы не касаемся вопросов, развёртывания целей в области качества, доведения до сведения персонала и их отслеживания и анализа. Если будут вопросы – задавайте их предельно конкретно, с примерами – будем рады помочь.
Кто должен нести ответственность за разработку Политики в области качества, а кто принимать участие в разработке
Детальное описание:
Кто в организации должен нести ответственность за разработку Политики в области качества, а кто принимать участие в разработке Наш представитель руководства по качеству ответственным назначает начальников подразделений/владельцев процессов, а свои полномочия ограничивает лишь участием. Мое мнение противоположное: несколько человек не должны нести ответственность за разработку одного документа, потом спросить не будет с кого.
Ответственным за создание Политики в области качества является ДИРЕКТОР предприятия (он ставит подпись утверждаю). В рамках СМК он может поручить разработку ПРОЕКТА Политики в области качества Представителю руководства по СМК (Представитель руководства по качеству - ПРК). В свою очередь ПРК может поручать разработку проектов политики кому угодно: хоть уборщице, хоть группе толковых специалистов предприятия.
Поэтому отчасти Ваш руководитель прав. Он поручает разработку ПРОЕКТА политики СМК начальникам подразделений. А за итоговый вид политики отвечает Директор предприятия.
Может ли один из менеджеров предприятия, или начальник любого отдела быть представителем руководства по качеству(ПРК)
Детальное описание:
В стандарте ISO 9001:2000 п.5.5.2 написано:
Высшее руководство должно назначить представителя из состава руководства, который независимо от других обязанностей должен нести ответственность и иметь полномочия, распространяющиеся на:
a) обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процессов, требуемых системой менеджмента качества;
b) представление отчетов высшему руководству о функционировании системы менеджмента качества и необходимости улучшения;
c) содействие распространению понимания требований потребителей по всей организации.
Поэтому да, может. Только если назначенное лицо имеет перечисленные в этом пункте полномочия. Полномочия можно закрепить приказом, положением об ОСК (ПРК).
Приведите пример обстоятельств для пересмотра Политики в области качества
Детальное описание:
Обстоятельства, которые могут привести к пересмотру Политики в области качества:
Смена курса высшего руководства.
Наличие несоответствий выявленных при аудите.
Установленная в компании периодичность пересмотра.
Смена директора (руководства).
Значительная реорганизация, приводящая к п.1.
Желание руководства и/или ответственного за систему качества.
Допускается ли включать в Руководство по качеству цели в области качества
Детальное описание:Никто не запрещает влключать в Руководство по качеству цели в области качества. При этом, целесообразность такого подхода под вопросом, т.к. обычно цели в области качества пересматриваются чаще, чем Руководство по качеству.
Политика предприятия должна учитывать политику в области качества
Детальное описание:
Политика предприятия не должна учитывать политику в области качества. Есть политика предприятия, проводимая собственниками или исполнительными директорами, которая является основой для всей организации.
Исходя из политики предприятия выстраиваются другие политики:
Политика по ресурсам;
Политика по персоналу;
Политика по финансам;
;
Политика в области качества.
Политика качества должна учитывать политику предприятия. И это есть одним из важнейших требований п.5.3 стандарта ISO 9001.
Может ли быть представителем по качеству на разных организациях (ЗАО и ОАО) один и тот же человек
Детальное описание:
У нас происходит раздел предприятия на ОАО и ЗАО, руководитель остается один и тот же, только в ЗАО он генеральный директор, а в ОАО управляющий директор.Может ли на этих предприятиях (ЗАО И ОАО) быть один представитель руководства по качеству или необходимо назначить двух разных представителей,т.к. это разные организации
Необходимо разделять 2 вещи:
документальное отражение событий;
физическое.
Документально я не вижу никаких причин, при которых вы не можете назначить одного и того же представителя на обоих предприятиях. Возможно, это будет оформлено "по совместительству". Это уже не так важно. Важно, чтобы это было и подтверждался официально статус человека на предприятии.
Если говорить о физическом совмещении деятельности, то необходимо смотреть на то, насколько меняется деятельность предприятий. Если это действительно разные предприятия, разные сотрудники, а не только формальное разделение на два юридических лица с одними и теми же сотрудниками, с одной и той же инфраструктурой, разделение с целью снижения базы налогообложения, то одному человеку это будет сложно сочетать. Конечно, все зависит от размеров предприятий, их специфики.
Резюме: физически это может быть один человек. Документально это можно подтвердить. Нет ни одного официального требования, что нужно назначать 2х разных людей.
Получение сертификата системы менеджмента качества в западной сертифицирующей организации без учета расходов на подготовку и внедрение СМК для машиностроительного предприятия численностью 1000 человек обойдется в сумму от 5 до 15 тыс. долл. США, в российской — от 5 до 10 тыс. долл. США. В среднем же расходы на сертификацию в российских и международных органах отличаются в 2—2,5 раза и зависят от таких факторов, как численность персонала, наличие унифицированных технологических процессов, размер предприятия, наличие филиалов, а самое главное — от известности сертификационной организации. К стоимости сертификата в большинстве случаев придется прибавить сумму расходов на консалтинг.