Заметки управленца: бизнес-моделирование, Business Studio, СМК, SharePoint Заметки управленца
бизнес-моделирование | Business Studio | регламенты |ССП | СМК

  • Бизнес-процессы
    • Краткая теория
    • Процессный подход
    • Статьи по теме
    • Вопрос-ответ
    • Инструменты
    • Файлы по теме
  • Отраслевые кейсы
  • Business Studio
    • Описание
      • Business Studio 5. Новые возможности
      • Возможности
        Задачи.Пользователи.
      • Обзор
        Видео. Скриншоты. Демо.
      • Бизнес-процессы
      • Оргструктура
        Должности. Отделы. Роли.
      • Показатели
      • ФСА
      • Портал регламентов
        и ввод показателей
      • Примеры отчетов
        Регламенты, должностные
      • Документация
        Руководства и методики
      • Совместная работа
        Режимы. Права
      • Кто использует
      • Системные требования
    • Демо-версия
    • Поддержка
      • Вопрос-ответ
        FAQ по Business Studio
      • Версии
        Версии и сборки
      • Создание регламента
        Заказ отчетов
      • Соглашение по моделированию
      • Интеграция
        Business Studio и 1С
    • Приобрести
      • Редакции и компоненты
      • Лицензирование
      • Цена
      • Вопросы перед покупкой
      • ВУЗам
      • Контакты
    • Обучение
      • Базовый курс
      • Разработка отчетов
    • Вебинары
    • Отраслевые кейсы
    • Компании
      кто использует
    • Профессионалы
    • Решения
    • bsHacker
  • Услуги
    • Центр обучения
    • Постановка практики организационного развития
  • Качество
    • Краткая теория
    • СМК в вопросах и ответах
      FAQ по СМК и HACCP
    • Статьи по теме СМК
    • Инструменты
    • Файлы по теме
  • Автоматизация
    • Краткая теория
    • Статьи по теме
    • Файлы по теме
    • Программы управленцев
    • Некоторые факты
  • Полезно
    • Статьи
    • Скачать файлы
    • Некоторые факты
    • Глоссарий
    • Названия компаний
    • Истории компаний
    • Ссылки
    • Книги
    • Юмор
  • О нас
    • О нас
Канал в Viber Все RSS-сайта

  • Краткая теория
  • СМК в вопросах и ответах
    FAQ по СМК и HACCP
  • Статьи по теме СМК
  • Инструменты
  • Файлы по теме
Обзор программных продуктов для управленца

дополнительно | другие

Украина
Киевстар




[email protected]

выполнить отчет по практике
СМК
ISO
9001
бизнес-процесс
Business Studio
качество
сертификация
документ
представитель руководства по качеству
сертификат
управление документацией
регламент
политика в области качества
бизнес-моделирование
менеджер по качеству
цели в области качества
персонал
Руководство по качеству
показатель
процессный подход
  • Главная
  • >
  • Качество управления
  • >
  • Заметки управленца: Статьи

все статьи |   rss-лента новых статей


30.01.2009

Руководство по качеству: пишем конституцию СМК

В данной статье описывается подход к разработке Руководства по качеству. Статья рассчитана на специалистов в области качества и бизнес-аналитиков.

Возможно, читателю слово "конституция" в заголовке покажется чересчур помпезным. Тем не менее, оно четко указывает на основополагающую роль Руководства по качеству для системы менеджмента качества (СМК). От содержания этого документа зависит, будет ли СМК действительно полезным оружием в конкурентной борьбе, либо станет "чемоданом без ручки", который и тащить неудобно, и бросить нельзя. Вот почему специалисты по качеству тратят немало усилий, чтобы этот документ появился на свет.
Руководства по качеству, как и Конституции, бывают разными. Все зависит от целей, для которых этот документ разрабатывается. В каких-то организациях это описание документированных процедур СМК. Кто-то решает представить Руководство в виде сборника всей документации СМК. В других организациях Руководство по качеству предназначено для обозначения структуры СМК.

Так какой же подход к разработке Руководства по качеству выбрать Что описывать в этом документе, а что нет Как сделать этот "справочник" понятным сотрудникам компании, использующим его в своей работе Эти и многие другие вопросы посещают головы разработчиков Руководства по качеству. Давайте подумаем, как сделать этот документ действенным и эффективным.

Для обеспечения эффективности любого руководства важно, чтобы оно сочетало в себе полноту охвата с понятностью и было удобным в использовании. Поэтому Руководство по качеству должно включать в себя всю основную информацию о СМК компании и, при необходимости, ссылки на дополнительные документы. Понятность и простота изложения позволят использовать Руководство не только специалистам в области качества, но и остальным сотрудникам организации. А удобство в использовании даст гарантию того, что сотрудники чаще будут пользоваться именно этим документом, вместо того, чтобы искать решения самостоятельно или через своих коллег.

Полнота

На первый взгляд, это одно из самых сложных требований. К счастью, здесь за нас проделана достаточно большая работа - существуют стандарты ISO, которые четко регламентируют, что должна включать в себя СМК, как она должна быть построена и как должна работать. Основополагающим разделом Руководства является описание целей компании в области качества. Это то, чего компания должна достигнуть за заданный промежуток времени. Достижение этих целей обусловлено правильным выполнением требований в области качества. Соответственно в Руководстве по качеству следует отобразить, как на данном предприятии выполняется каждое из требований стандарта. Названия требований могут выступать заголовками разделов Руководства. Не давайте волю своей фантазии при нумерации разделов Руководства по качеству и не отступайте от принятой в стандарте, и тогда этот документ будет знакомым и понятным как вашему персоналу, так и внешним аудиторам.

За реализацию требований стандарта должны быть назначены ответственные. Следовательно, этих должностных лиц указываем в Руководстве по качеству при описании соответствующего требования. Это могут быть владельцы процессов или должностные лица, ответственные за деятельность, которая описана в документированных процедурах.

Понятность

Руководство по качеству должно формировать представление о процессах и их взаимодействии и указывать, что делается для соответствия требованиям стандарта. Таким образом, если есть процесс, при выполнении которого реализуется требование стандарта, - указываем сам процесс и его владельца в Руководстве. Если требование реализуется при выполнении деятельности, которая не описана в виде процесса, - указываем документированную процедуру, где приводятся инструкции, как эту деятельность нужно выполнять и почему именно таким образом. Для выполнения требований стандарта могут понадобиться какие-то дополнительные документы, например, регламенты процессов, указывающие состав исполнителей и шаги процесса. Ссылки на такие документы также фиксируем в Руководстве по качеству. В идеале любому работнику должно быть понятно, каков его личный вклад в реализацию требований стандарта и поставленных целей в области качества, понятны методы достижения этих целей, как минимум, на его рабочем месте. Это позволит вовлечь всех сотрудников в процесс управления качеством.

Удобство пользования

Даже на самом мощном автомобиле нельзя будет далеко уехать, если его руль разместить в багажнике. А перегрузка приборной панели различными второстепенными датчиками приведет к тому, что водитель станет отвлекаться от дороги для чтения их показателей. В применении к Руководству по качеству рекомендация по эргономике звучит таким образом: Руководство является основным документом, предоставляющим информацию о требованиях стандарта, в соответствии с которым построена СМК, об использующихся в организации процессах, их взаимосвязи друг с другом и с целями в области качества, все частные положения и регламенты должны быть вынесены в отдельные документы.

Иными словами, Руководство по качеству будет содержать ссылки на описание взаимодействия процессов и на документированные процедуры. Обратите внимание, именно ссылки! Руководство по качеству - это достаточно объемный документ. Не стоит перегружать его подробными инструкциями. Кроме того, каждый конкретный процесс может быть изменен или доработан. Выпуск его регламента в виде отдельного документа во многих случаях позволит ограничиться только его заменой, не затрагивающей все Руководство по Качеству. Использование ссылок приводит нас еще к одной идее - гипертекстовой форме Руководства. Издайте HTML-версию комплекта документации СМК, и популярность вашего внутреннего портала среди сотрудников превзойдет популярность развлекательных сайтов.

В итоге мы должны получить документ, в котором описано, как требования стандарта выполняются в действующей системе менеджмента качества, как взаимодействуют между собой ее основные объекты. А именно: при выполнении каких процессов или какой деятельности реализуются эти требования, в каких документах это все описано, и кто несет ответственность за реализацию этих требований.

Связи основных объектов СМК, которые фиксируются в Руководстве по качеству, можно представить в виде диаграммы (рис. 1). Они достаточно прозрачны и просты. Проблему всегда представляет то, что объем этих связей и вспомогательной информации очень велик, и поэтому высоки риски допустить ошибки или вовремя не обновить текст документа. Решить эту проблему можно за счет использования специализированных программных продуктов. Современные программные средства для разработки и поддержки СМК не только значительно облегчают и ускоряют ее проектирование, но и позволяют автоматически сформировать всю необходимую регламентирующую документацию и даже построить Руководство по качеству на основе взаимодействия объектов СМК. Поэтому теперь разработка Руководства по качеству для специалистов уже не представляет серьезных проблем.

Рисунок 1 - Взаимодействие объектов системы менеджмента качества
(увеличить)

Автор: Ирина Лощилина, консультант ГК "Современные технологии управления".

Использовались материалы:

  • Журнал "Методы менеджмента качества" №12, 2008

Возврат к списку

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)


вверх    

теги Ориентация по темам Карта сайта Версия для печати
Логин:
Пароль:
Забыл пароль

Как подсчитали аналитики Association for Information & Image Management (AIIM), среднестатистический исполнитель по 2,5 часа в неделю разыскивает пропавшие документы, а у делопроизводителей на поиск нужных документов уходит 20-30% рабочего времени.

подробно | другие факты

Процесс: Утверждение бизнес-сценария
Исполнитель: Собственник
Владелец процесса: Господь Бог
ещё юмор

ориентир по темам | перепечатка 
Заметки управленца
2008-2021