Интересно, что вместе с изменением структуры стандарта в Требования добавили принципы менеджмента качества.
Из принципов «исключили» системный подход к менеджменту. Здесь видится два объяснения: или менеджмент у нас будет бессистемный, или его придется искать внутри процессного подхода :)
Принципы менеджмента качества ISO 9001:2015 *.
1. Ориентация на потребителя
a) Содержание
Основное направление менеджмента качества заключается в обеспечении выполнения
требований потребителя и в стремлении превысить его ожидания.
b) Рациональность
Устойчивый успех достигается, когда организация завоевывает и сохраняет доверие
потребителей и других заинтересованных сторон, от которых она зависит. Каждый аспект
взаимодействия с потребителем открывает возможности для создания большей ценности для
него. Понимание текущих и будущих потребностей потребителей и других
заинтересованных сторон вносит вклад в устойчивый успех организации.
2. Лидерство
a) Содержание
Лидеры на всех уровнях организации обеспечивают единство целей и направлений развития
и создают условия, в которых люди оказываются вовлеченными в достижение целей
организации в области качества.
b) Рациональность
Создание единства целей, направлений и вовлеченности персонала позволяют организации
объединить ее стратегии, политики, процессы и ресурсы для достижения своих целей.
3. Вовлечение людей
a) Содержание
Для организации жизненно важно, чтобы все сотрудники были компетентными, имели
необходимые полномочия и были вовлечены в создание ценности.
b) Рациональность
Чтобы управлять организацией результативно и эффективно, важно вовлечь в
соответствующую деятельность всех людей на всех уровнях и уважать в них личность.
Признание, предоставление полномочий и развитие навыков и знаний сотрудников
способствует их вовлечению в достижение целей организации.
4. Процессный подход
a) Содержание
Последовательно получаемые и предсказуемые результаты достигаются более результативно
и эффективно, когда деятельность рассматривают в качестве взаимодействующих процессов,
которые функционируют как согласованная система, и управляют деятельностью как такими
взаимодействующими процессами.
b) Рациональность
Система менеджмента качества состоит из взаимодействующих процессов. Понимание того,
как эта система, включая все ее процессы, ресурсы, способы и методы управления, а также
их взаимодействие, достигает результаты, позволяет организации оптимизировать свою
деятельность.
5. Улучшения
a) Содержание
Успешная организация постоянно нацелена на улучшения.
b) Рациональность
Улучшения жизненно важны для организации для поддержания текущего уровня
функционирования, реагирования на изменения ее внутренних и внешних условий и для
создания новых возможностей.
6. Принятие решений на основе свидетельств
a) Содержание
Решения, основанные на результатах анализа и оценивании данных и информации,
позволяют с большей вероятностью достигать желаемых результатов.
b) Рациональность
Процесс принятия решений может быть сложным процессом, и он всегда несет в себе
некоторую неопределенность. Он часто основывается на различных видах и источниках
исходных данных, равно как и на их интерпретации, которая может быть субъективной. Для
принятия решений важно понимать причину и влияние взаимосвязей, а также потенциал
неожидаемых последствий. Анализ фактов, свидетельств и данных ведет к большей
объективности и к доверию при выработке решений.
7. Менеджмент взаимоотношений
a) Содержание
Для обеспечения устойчивого успеха организации управляют своими взаимоотношениями с
заинтересованными сторонами, такими, например, как поставщики.
b) Рациональность
Заинтересованные стороны влияют на деятельность организации. Устойчивый успех будет
достигнут с большей вероятностью, когда организация управляет взаимоотношениями с
заинтересованными сторонами в целях оптимизации их влияния на свою деятельность.
Менеджмент взаимоотношений с сетью поставщиков и партнеров часто особенно важен.
* Использован текст проекта стандарта в переводе В.А. Качалова от 01.06.2014 г.
Получение сертификата системы менеджмента качества в западной сертифицирующей организации без учета расходов на подготовку и внедрение СМК для машиностроительного предприятия численностью 1000 человек обойдется в сумму от 5 до 15 тыс. долл. США, в российской — от 5 до 10 тыс. долл. США. В среднем же расходы на сертификацию в российских и международных органах отличаются в 2—2,5 раза и зависят от таких факторов, как численность персонала, наличие унифицированных технологических процессов, размер предприятия, наличие филиалов, а самое главное — от известности сертификационной организации. К стоимости сертификата в большинстве случаев придется прибавить сумму расходов на консалтинг.