Заметки управленца: бизнес-моделирование, Business Studio, СМК, SharePoint Заметки управленца
бизнес-моделирование | Business Studio | регламенты |ССП | СМК

  • Бизнес-процессы
    • Краткая теория
    • Статьи по теме
    • Вопрос-ответ
    • Инструменты
    • Файлы по теме
  • Business Studio
    • Описание
      • Возможности
        Задачи.Пользователи.
      • Обзор
        Видео. Скриншоты. Демо.
      • Бизнес-процессы
      • Оргструктура
        Должности. Отделы. Роли.
      • Показатели
      • Портал регламентов
        и ввод показателей
      • Примеры отчетов
        Регламенты, должностные
      • Документация
        Руководства и методики
      • Совместная работа
        Режимы. Права
      • Кто использует
      • Системные требования
    • Демо-версия
    • Поддержка
      • Вопрос-ответ
        FAQ по Business Studio
      • Версии
        Версии и сборки
      • Создание регламента
        Заказ отчетов
      • Соглашение по моделированию
      • Интеграция
        Business Studio и 1С
      • Форум
    • Приобрести
      • Редакции и компоненты
      • Лицензирование
      • Цена Украина
      • Цена Россия
      • Вопросы перед покупкой
      • ВУЗам
      • Контакты
    • Обучение
      • Базовый курс
      • Разработка отчетов
    • Вебинар
    • bsHacker
    • Решения
  • Качество
    • Краткая теория
    • СМК в вопросах и ответах
      FAQ по СМК и HACCP
    • Статьи по теме СМК
    • Инструменты
    • Файлы по теме
  • Автоматизация
    • Краткая теория
    • MS SharePoint
      решения на платформе
      • Почему SharePoint
      • Область применения
      • Услуги внедрения
      • Наша методика
      • Готовые решения
      • Заказать
    • Статьи по теме
    • Файлы по теме
    • Программы управленцев
    • Некоторые факты
  • Полезно
    • Статьи
    • Скачать файлы
    • Некоторые факты
    • Глоссарий
    • Названия компаний
    • Истории компаний
    • Ссылки
    • Книги
    • Юмор
    • Форум
  • О нас
    • О нас
Все RSS-сайта

  • Статьи
  • Скачать файлы
  • Некоторые факты
  • Глоссарий
  • Названия компаний
  • Истории компаний
  • Ссылки
  • Книги
  • Юмор
  • Форум
Вопрос-ответ по системе менеджмента качества выполнить отчет по практике
СМК
Business Studio
ISO
9001
бизнес-процесс
QPR
эффективность
качество
банк
ARIS
бизнес-моделирование
Исикава
FMEA
ФСА
TQM
требования
менеджер
документ
Word
регламент
  • Главная
  • >
  • Полезно
  • >
  • Заметки управленца: Статьи

все статьи |   rss-лента новых статей

10.08.2009

Автоматизация - с чего начать

Когда заходит речь о необходимости автоматизации управления предприятием, руководителю нужно получить ответы на три вопроса. Не зная этих ответов, сотрудникам предприятия и компании, осуществляющей внедрение, трудно выработать правильный подход к выбору системы автоматизации и стратегии ее внедрения. Что же это за вопросы

Вопрос №1: Кому и почему нужна автоматизация

Сегодня мы уже можем проанализировать статистику и знаем, что чаще всего инициатором проекта является собственник, генеральный или финансовый директор, изредка главный бухгалтер. Если проект инициирует главный бухгалтер, то это одни ожидания, если генеральный директор, то, вероятно, совсем другие. Конечно же, оптимальный вариант с точки зрения успешности проекта, когда «Заказчиком» проекта является собственник или генеральный директор. Во-первых, это вызвано тем, что чаще всего только они представляют стратегию развития предприятия и знают истинные причины автоматизации, среди которых могут быть:

  1. Переориентация на решение новых задач (выпуск новой продукции, выход на новые рынки, техническое переоснащение);
  2. Проведение реформ или изменение принципов управления;
  3. Неспособность старой системы автоматизации удовлетворять потребности предприятия;
  4. Подготовка предприятия к продаже (автоматизация должна увеличить рыночную стоимость).

Во-вторых, только они способны расставить приоритеты и решить любые конфликты, возникающие в ходе проекта. Также от статуса и полномочий этих людей зависит и отношение к проекту персонала предприятия. Знание ответа на первый вопрос позволяет выработать стратегию внедрения автоматизированной системы, соответствующей стратегии развития предприятия, получить представление насколько серьезным будет проект, сколько времени и сил предприятие готово на него потратить, и не «умрет» ли он сразу после начала.

Вопрос №2: «Нужна ли именно автоматизация »


После того, как стало понятно, кто является инициатором и что стало главной причиной автоматизации, нужно понять что от нее ждут
Практика показывает, что довольно часто при помощи проектов автоматизации пытаются решить проблемы управляемости предприятия. Безусловно, современное управление трудно представить без информационных систем, но первично все-таки управление.
Если на предприятии большой объем информации, обрабатывать которую вручную (или имеющимися средствами автоматизации) стало невозможно (не успеваем, ошибаемся, дорого стоит персонал), то автоматизация - это выход. Если же нужной информации просто нет или она недостоверна, решения принимаются без учета имеющихся данных, действия не согласованы, то, скорее всего, не сформирована сама система управления и автоматизация здесь не поможет. Поэтому, оценив ситуацию, нужно сделать вывод, решит ли автоматизация выявленные проблемы


Вопрос №3: «Что будем автоматизировать»

Далее необходимо ответить на самый сложный и важный вопрос - какая конкретно деятельность будет автоматизироваться
Для небольших компаний ответ на этот вопрос достаточно прост. Нужно всего лишь представить - какая деятельность в компании связана с обработкой и хранением больших объемов информации и построением отчетов. Как правило, это бухгалтерский и налоговый учет, учет движения товарно-материальных ценностей, кадровый учет, расчет заработной платы и т.п. Далее можно переходить уже непосредственно к выбору автоматизированной системы начального уровня, которая наилучшим образом подходит под технические требования и не будет ограничением при дальнейшем не очень сильном росте компании.
Но для больших компаний со сложным и многогранным бизнесом такого подхода оказывается явно недостаточно. Поэтому, чтобы ответить на вопрос «Какая деятельность будет автоматизироваться» необходимо собственно получить представление об этой самой деятельности. Для этой цели в последние несколько десятков лет в мире активно используют процессный подход, основанный на выделении и анализе бизнес-процессов, составляющих деятельность компании. С помощью процессного подхода можно детально описать модель бизнес-процессов компании, содержащей:

Далее необходимо ответить на самый сложный и важный вопрос - какая конкретно деятельность будет автоматизироватьсяДля небольших компаний ответ на этот вопрос достаточно прост. Нужно всего лишь представить - какая деятельность в компании связана с обработкой и хранением больших объемов информации и построением отчетов. Как правило, это бухгалтерский и налоговый учет, учет движения товарно-материальных ценностей, кадровый учет, расчет заработной платы и т.п. Далее можно переходить уже непосредственно к выбору автоматизированной системы начального уровня, которая наилучшим образом подходит под технические требования и не будет ограничением при дальнейшем не очень сильном росте компании. Но для больших компаний со сложным и многогранным бизнесом такого подхода оказывается явно недостаточно. Поэтому, чтобы ответить на вопрос «Какая деятельность будет автоматизироваться» необходимо собственно получить представление об этой самой деятельности. Для этой цели в последние несколько десятков лет в мире активно используют процессный подход, основанный на выделении и анализе бизнес-процессов, составляющих деятельность компании. С помощью процессного подхода можно детально описать модель бизнес-процессов компании, содержащей:


Модель бизнес-процессов компании
(увеличить)

  1. Состав бизнес-процессов предприятия.
  2. Какие Результаты работы всего предприятия в целом и каждого бизнес-процесса в частности планируется получить.
  3. Какую последовательность действий нужно выполнить, чтобы на выходе процесса получить необходимый результат.
  4. Кто является Владельцем процесса (Ответственный за достижение результата и обладающий полномочиями для распоряжения ресурсами процесса )
  5. Кто является Исполнителем каждого действия внутри процесса.
  6. Какие информационные и материальные объекты являются входами и выходами бизнес-процесса.


Такое описание деятельности предприятия можно сделать самостоятельно или привлечь внешних консультантов. Очень важно, чтобы разработанная модель была понятна руководителям и чтобы они осмыслили и приняли ее. Все разногласия необходимо устранить до начала выбора информационной системы. Учитывая, что такое описание выполняется в свою очередь с помощью систем бизнес-моделирования, то особое внимание необходимо уделить выбору такой системы. Для решения этой задачи можно использовать западные системы (Aris, AllFusion Process Modeler), но сегодня появились и более доступные по стоимости отечественные системы (Business Studio).


Далее проводится анализ – какие именно бизнес-процессы необходимо автоматизировать. Чтобы ответить на этот вопрос нужно понять, что именно не устраивает в текущей работе организации. Такими параметрами могут стать: время выполнения процесса, стоимость выполнения процесса, качество (количество ошибок и сбоев). Например, процесс планирования производства на крупном предприятии можно осуществлять и вручную, без применения средств автоматизации. И действительно, до сих пор на ряде предприятий до сих пор существуют приблизительные методы планирования потребности в материалах и в производственных мощностях. Но при этом точность расчетов не высока (что приводит к избыточным складским запасам материалов, недостаточной загрузке мощностей, а в конечном итоге - к неоправданно большим затратам на осуществление процесса Производство), время выполнения расчетов может составлять 5-10 дней (что в современных условиях для ряда предприятий является недопустимым), а количество ошибок при планировании порой не поддается подсчету.


Следует отметить, что для крупных предприятий также есть ряд «общепризнанных» процессов, которые необходимо автоматизировать и с которыми, вопросов как правило не возникает. Это те же самые процессы связанные с бухгалтерским учетом, движением товарно-материальных ценностей. Эти процессы автоматизируются «по умолчанию», так как повышение их эффективности вследствие автоматизации многократно проверено. Что касается остальных процессов, то производится анализ по выбранным критериям и выделяются процессы с неудовлетворительными оценками, которые можно изменить с помощью средств автоматизации. С другой стороны, оценивается та часть инвестиций на внедрение информационной системы, которая будет потрачена на автоматизацию этих процессов. Если соотношение эффекта и затрат не устраивает владельца процесса и финансового директора, то процесс можно вычеркнуть из кандидатов на автоматизацию. Но сделать это можно только в том случае, если без информации, порождаемой в этом процессе, можно легко обойтись при работе всей корпоративной информационной системы.


Выделенные бизнес-процессы необходимо детально описать, сделав акцент на информации (используемые документы, отчеты), которая необходима для осуществления какого-либо действия процесса или является результатом его выполнения. Также, если выполнение действия основано на сложной методике, то желательно формализовать еще и эту информацию. Например, если в компании используется своя особенная методика калькуляции себестоимости, то необходимо провести ее формализацию и учитывать возможность ее реализации в выбираемой информационной системе.
Полученное описание дает возможность детально определить функциональные требования к системе автоматизации, ведь в результате мы получаем:

  1. Список бизнес-процессов и их особенности, поддержка которых должны быть заложена в информационной системе.
  2. Перечень информационных объектов, которые система должна позволять хранить.
  3. Набор отчетов, которые должны формироваться в системе.
  4. Перечень алгоритмов и методик, которые должны поддерживаться информационной системой.

Нужно четко понимать, что, к сожалению, для крупных компаний никогда не найдется готовой системы, способной на 100% удовлетворить перечень функциональных требований. Поэтому выбор информационной системы – это борьба компромиссов, в которой чем-то придется жертвовать либо функциональностью, либо стоимостью.

Виктор Забавин, Дмитрий Пинаев
Группа компаний «Современные технологии управления»

Журнал "Консультант" №11 июнь 2006



|

Возврат к списку


вверх    

теги Ориентация по темам Карта сайта Версия для печати
Логин:
Пароль:
Забыл пароль

70% процентов решений по покупкам в розничной торговле осуществляются "на месте" или импульсивно. 2/3 прохладительных напитков на самом деле продаются в точках магазина, не специализирующихся на продажах прохладительных напитков.

подробно | другие факты

- Что должен делать специалист за $200
- Ничего! И, даже, немножечко вредить!
ещё юмор

ориентир по темам | перепечатка 
Заметки управленца
2008-2016